Налоговая тайна — содержание понятия по нк рф разглашение и получение сведений ответственность

Содержание

Налоговая тайна. Ответственность за разглашение

Налоговая тайна - содержание понятия по НК РФ разглашение и получение сведений ответственность

Понятие налоговой тайны является относительно новым для отечественного законодательства, оно действует менее 20 лет, поэтому не все тонкости достаточно разъяснены и понятны бизнесменам.

Постараемся разъяснить, какие сведения можно отнести к налоговой тайне, для кого они могут быть важны, кто имеет к ним доступ и как именно ее охраняет закон.

Налоговая тайна и отечественный закон

Налоговый кодекс, вступивший в действие в 1999 году, впервые предусмотрел и понятие налоговой тайны – в ст. 102.

В ней дается определение: налоговая тайна – вся информация, касающаяся налогоплательщика, которая стала известна о нем ряду государственных органов вследствие выполнения ими своих профессиональных функций:

  • налоговым;
  • таможенным;
  • следственным;
  • правоохранительным;
  • внебюджетным фондам.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для соблюдения налоговой тайны не имеет значения, кто именно выступает в статусе налогоплательщика – рядовой гражданин, организация, индивидуальный предприниматель. Также не важна форма, в которой сведения поступили в соответствующие органы, то есть на каком носителе они зафиксированы.

Однако ст. 102 НК РФ не расшифровывает, какие разновидности информации следует относить к налоговой тайне. Эти данные можно почерпнуть из других нормативных актов, в частности письма Министерства Финансов РФ № 03-02-08/41 от 11 апреля 2011 года.

Касательно физических лиц, налоговая тайна является юридически тождественной понятию «персональные данные», которые регламентируются и охраняются Федеральным законом № 152 от 27 июля 2006 года.

Ответственность за разглашение налоговой тайны предусматривается различными Кодексами РФ:

  • административная – ст. 13.13 КоАП;
  • материальная – ст. 1069 ГК РФ;
  • уголовная – ч. 2 ст. 183 УК РФ.

Почему тайна?

Закон охраняет право на конфиденциальность и ограниченный доступ к ряду сведений, формулируя понятия налоговой, коммерческой, военной тайны.

Налоговые органы по самой своей функции, определенной государством, собирают информацию о материальном (имущественном, денежном) положении людей и организаций.

Если такие данные станут общим достоянием и будут распространяться бесконтрольно, это в ряде случаев может принести юридическому или физическому лицу вред разной степени тяжести.

Какие данные относят к налоговой тайне

Они не перечисляются в тексте Налогового кодекса, но можно сделать вывод о том, что налоговую тайну составляют:

  • сведения из «первички» – документации, на основании которой формируются отчеты для ИНФС (кассовые ордера, акты, накладные, платежки и др.);
  • налоговые декларации;
  • перечисление активов, фондов, других материальных ресурсов;
  • вся финансовая документация, к которой нет открытого доступа;
  • данные, касающиеся отчислений в соцфонды;
  • личная информация;
  • патенты, ноу-хау, разработки организации;
  • сведения уровня коммерческой тайны.

Это не налоговая тайна

Перечень «засекреченных» сведений не является закрытым, тогда как данные, не относимые к налоговой тайне, четко перечислены в НК РФ. В отличие от сведений, составляющих тайну, остальные данные называются «общедоступными». Это значит, что конфиденциальность для них необязательна.

Для граждан-физлиц, чьи персональные данные защищаются законом наравне с налоговой тайной, общедоступными считаются:

  • ФИО;
  • число и место рождения;
  • номера телефонов;
  • сведения о профессиональной занятости.

Относительно юридических лиц не относятся к налоговой тайне такие сведения:

  • название организации как в полном, так и в сокращенном виде;
  • форма собственности юрлица (АО, ООО и др.);
  • адрес фирмы (фактическое местопребывание или юридический);
  • имена руководства.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если гражданин или уполномоченное лицо от организации подписали специальный документ о том, что разрешают распоряжаться рядом сведений (например., информацией о месте работы, банковских реквизитах, достижениях и пр.), то эта информация автоматически исключается из круга, составляющего налоговую тайну.

Что не является налоговой тайной

Как для физлиц – индивидуальных предпринимателей, так и для компаний не будут являться налоговой тайной:

  • номер ИНН (его легко узнать по фамилии человека или названию фирмы, а они не относятся к тайне);
  • сведения об имевших место налоговых нарушениях (эта информация содержится открыто в ЕГРЮЛ и ЕГРИП);
  • результаты проверок налоговыми органами (запрещено распространение налоговой информации только о кандидатах в выборные органы);
  • налоговый режим, используемый налогоплательщиком (общий или один из специальных);
  • данные о платежах в госструктуры (они помещаются в открытую Государственную информационную систему);
  • информация, переданная вышестоящим инстанциям из местных властей или иностранным органам в рамках международного сотрудничества.

Режим секретности нарушен

Нарушение налоговой тайны может иметь место в одной из следующих ситуаций:

  • сотрудник, имеющий доступ к охраняемым законом сведениям, разгласил их;
  • документы, на которых зафиксированы сведения, были утрачены.

Чтобы за такое нарушение по закону наступила юридическая ответственность, должны одновременно действовать три фактора:

  1. Разглашение сведений или утрата документов принесли их владельцу-налогоплательщику прямой ущерб.
  2. Установление вины соответствующего должностного лица, то есть сотрудника налоговых органов (виновное действие или бездействие).
  3. Именно это действие или бездействие стало прямой причиной причинения ущерба.

Что грозит за нарушение налоговой тайны

Закон предусматривает три вида ответственности за разглашение налоговой тайны или утрату служебной документации из этой категории.

Материальное возмещение полученного потерпевшим ущерба осуществляется за счет госбюджета, поскольку вина лежит на государственном органе.

Административная ответственность для лица, разгласившего конфиденциальные сведения, обещает виновному штраф в 4-5 тыс. руб. для юрлиц и 500–1000 руб. для граждан.

Возможно, отвечать придется и по Уголовному кодексу – нарушивший режим секретности может сесть в тюрьму на 3 года, а если ущерб был особенно значительным, то и до 7 лет, либо заниматься принудительными работами до 5 лет.

Кто вправе получить доступ к налоговой тайне

Налоговый орган в некоторых случаях обязан предоставлять информацию, даже если она составляет налоговую тайну. Дать такие сведения налоговики обязаны, только если правильно соблюдены все условия:

  • запрос на фирменном бланке уполномоченной организации, зарегистрированный как официальная документация;
  • обязательная подпись руководителя запрашивающей организации (в электронной форме допускается ЭЦП);
  • в тексте запроса должен указываться нормативный акт, который позволяет требовать секретные сведения;
  • нужно обосновать цель получения данных налоговой тайны и написать реквизиты документации, на основании которой они требуются (такие как судебные решения, уголовные дела и т.д.).

Составить такой запрос имеют право:

  • государственные органы и уполномоченные ими сотрудники;
  • следственные органы;
  • суд;
  • контрагенты с целью проверки благонадежности потенциального партнера (они могут получить отнюдь не любую информацию).

Источник: https://assistentus.ru/nalogi-i-uchet/nalogovaya-tajna/

Понятие и содержание налоговой тайны

Понятие и содержание налоговой тайны

Понятие и содержание налоговой тайны определено в НК РФ, и в последнее время в этом вопросе появлялись отдельные нововведения. О расшифровке данного понятия и нюансах его практического применения узнайте из нашего материала.

Статья 102 НК РФ о налоговой тайне

Правовой режим защиты налоговой тайны и ответственность за ее разглашение

Формы и способы получения налоговиками сведений, составляющих налоговую тайну

Основные признаки сведений, относимых к налоговой тайне

Согласие налогоплательщика на разглашение сведений: форма-2017

Итоги

Статья 102 НК РФ о налоговой тайне

Понятие налоговой тайны расшифровано в п. 1 ст. 102 НК РФ: сведения, составляющие налоговую тайну (СНТ), — это любая информация о налогоплательщике и (или) плательщике страховых взносов:

  • полученная должностными лицами различных госорганов (налоговых, таможенных и др.) при выполнении ими служебных обязанностей;
  • за исключением сведений, указанных в подп. 1–13 п. 1 ст. 102 НК РФ (общедоступной информации, отдельных данных о налогоплательщике и др.).

Отдельно в статье акцентируется внимание на нюансах признания в качестве СНТ сведений, содержащихся в спецдекларации, предоставляемой налоговикам в соответствии с законом «О добровольном декларировании физлицами активов и банковских счетов» от 08.06.2015 № 140-ФЗ. А именно:

  • информация из спецдекларации включается в разряд СНТ без предусмотренных в п. 1 исключений (кроме подп. 4,9–13);
  • при утрате документов, прилагаемых к декларации, и (или) незаконном разглашении содержащейся в этой декларации информации предусмотрена уголовная ответственность;
  • данные декларации могут истребоваться у налоговиков только по запросу самого декларанта.

Важными аспектами, рассмотренными в ст. 102 НК РФ, являются вопросы соблюдения режима налоговой тайны. Как анализируются вопросы защиты налоговой тайны в ст. 102 НК РФ — см. в следующем разделе.

Правовой режим защиты налоговой тайны и ответственность за ее разглашение

В соответствии со ст. 102 НК РФ налоговая тайна охраняется законом, а именно:

Пункты ст.102 НК РФ
2 установлен запрет на разглашение СНТ
3 определено, что СНТ подлежат спецрежимам хранения и доступа
4 предусматривает ответственность за утрату содержащих СНТ документов (либо их разглашение)

За нарушение режима секретности в отношении СНТ предусмотрена ответственность:

  • дисциплинарная (если действия/бездействия должностных лиц госорганов не причинили налогоплательщику тяжкий вред или крупный ущерб);
  • административная (штраф за разглашение налоговой тайны по ст. 13.14 КоАП: на физлиц 0,5–1,0 тыс. руб., на должностных лиц — 4,0–5,0 тыс. руб.);
  • уголовная (по ст. 183 УК РФ: штрафы 0,5–1,5 млн руб., лишение свободы до 7 лет).

О наказаниях, предусмотренных законодательством для налогоплательщиков, расскажут материалы рубрики «Ответственность и взыскания».

Чтобы не быть наказанным по вышеуказанным статьям, физлицам и должностным лицам госорганов необходимо иметь полное представление о содержании СНТ, способах получения и основных признаках (об этом расскажем в следующих разделах).

Формы и способы получения налоговиками сведений, составляющих налоговую тайну

Посвященная налоговой тайне статья 102 НК РФ определяет налоговую тайну как любые сведения о налогоплательщике за исключением отдельных видов информации, перечисленных в п. 1 указанной статьи. При этом формы и способы получения СНТ, а также их состав и содержание законом не регламентированы.

По содержанию полученной должностными лицами информации к разряду СНТ могут быть отнесены сведения:

  • непосредственно связанные с вопросами налогообложения;
  • иные (не связанные с налогами, сборами и взносами), носящие конфиденциальный характер (к примеру, личная или семейная тайна).

Основной способ получения СНТ должностными лицами госорганов — затребование документов при осуществлении процедур налогового контроля (ст. 82 НК РФ), включающих:

  • налоговые проверки;
  • осмотр используемых для получения дохода налогоплательщиком помещений и территорий;
  • получение объяснений от хозяйствующих субъектов;
  • иных предусмотренных НК РФ процедур.

Получить СНТ налоговики могут и другими способами, например, перечисленные в НК РФ физлица и организации обязаны предоставлять в налоговый орган известные им сведения о налогоплательщике (ст. 85, 86, 90 и др.).

Все полученные в результате контрольных мероприятий и осуществления налоговиками иных должностных полномочий сведения о налогоплательщике относятся к категории СНТ.

Основные признаки сведений, относимых к налоговой тайне

Для того чтобы отделить СНТ от других видов информации с ограниченным доступом (профессиональной, коммерческой, служебной тайн и др.), обозначим их основные отличительные признаки:

  • СНТ могут быть получены только при осуществлении госорганами своих полномочий (попавшие к должностным лицам госорганов сведения о налогоплательщике, полученные не в связи с осуществлением своих полномочий, СНТ не признаются);
  • к СНТ относятся исключительно сведения о налогоплательщике (иная информация, полученная налоговиками или таможенниками в процессе выполнения обязанностей, налоговой тайной не является);
  • получение СНТ происходит в рамках правоотношений между налоговым органом, действующим от имени государства (ст. 31 НК РФ предоставляет полномочие на истребование необходимой информации), и налогоплательщиком (ст. 23 НК РФ обязывает налогоплательщика ее предоставить);
  • СНТ, поступившие в госорганы, имеют специальный режим хранения и доступа;
  • порядок доступа к СНТ устанавливают своими приказами ФНС, ФТС и МВД России.

Что налогоплательщику необходимо знать о термине «признак» — см. в материалах:

Согласие налогоплательщика на разглашение сведений: форма-2017

СНТ в определенных случаях могут перейти из разряда засекреченных в категорию общедоступных (п. 1 ст. 102 НК РФ, п. 4 ст. 31 НК РФ). Происходит такой переход с согласия налогоплательщика в регламентированной законом форме.

С апреля 2017 года вступил в силу приказ Минфина и ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@, утвердивший:

  • форму и формат согласия налогоплательщика на признание СНТ общедоступной информацией;
  • схему заполнения формы;
  • алгоритм представления формы налоговикам.

Форма согласия состоит из 2 листов и по многим заполняемым полям очень напоминает привычную для всех налогоплательщиков налоговую декларацию или иной налоговый отчет, но включает и специфичные поля:

Наименование поля Схема заполнения
«Дает согласие на признание следующих сведений, составляющих в соответствии со ст. 102 НК РФ налоговую тайну, общедоступными» «1» — если налогоплательщик определяет СНТ общедоступными в полном объеме;«2» — при выборе части СНТ в качестве общедоступных
«Период, за который сведения, составляющие налоговую тайну, признаются общедоступными»

Источник: http://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/provedenie_nalogovyh_proverok/ponyatie_i_soderzhanie_nalogovoj_tajny/

Налоговая тайна — это что такое? Понятие, соблюдение, разглашение

Термин «налоговая тайна» распространен в юриспруденции с 1999 года. Именно с этого времени началось его широкое употребление в речи.

Налоговая тайна – это информация о лице, которое является налогоплательщиком.

Такие сведения поступают в службу налогообложения и правоохранительную систему, следственные органы и таможню.

Эта информация защищена, и поэтому доступ к ней органичен. Важно соблюдение ее секретности. На уровень доступности к таким сведениям не влияет юридический статус. Налоговую тайну составляют несколько аспектов.

Деятельность налоговой

В это понятие входит много государственных ведомств, которые выполняют свои функции. Это официальная структура, реализующая налоговую политику страны.

Работа таких учреждений нужна для взыскания денежных средств с физических и юридических лиц для устойчивого функционирования РФ. Система считается централизованной и неделимой.

В ней работают несколько органов, которые контролируют область пополнения бюджета налогами и сборами. В этом учреждении находится множество сотрудников, благодаря чему обеспечивается эффективная деятельность.

Что в нее входит?

У всех налоговых органов есть доступ к сведениям, относящимся к материальному и имущественному состоянию налогоплательщика.

Из-за доступа к таким данным может быть причинен большой вред как одному человеку, так и всему учреждению. Именно поэтому появился такой термин, как налоговая тайна.

Это понятие позволяет не предоставлять в широкий доступ информацию.

Что же входит в нее? Сведения, составляющие налоговую тайну, следующие:

  • данные о налогоплательщиках из документов первичного характера;
  • официальные доходы или расходы;
  • материальное положение;
  • информация о налогах;
  • личные сведения.

Эти данные находятся в налоговой службе. Их запрещено разглашать, так как это не разрешено законом. Запрос таких сведений возможен только в исключительных случаях, да и то с законным разрешением. Тогда лицо не будет нести за это ответственности.

Кто должен хранить тайну?

Все данные, входящие в понятие «налоговая тайна», — это важные сведения, которые не должны разглашаться лицами. Они передаются для выполнения профессиональных задач уполномоченными лицами. К ним относят сотрудников некоторых организаций, таких как:

  • налоговая система;
  • правоохранительные органы;
  • таможенные учреждения;
  • внебюджетные фонды;
  • эксперты.

Налоговой тайной является информация, которая доступна сотрудникам многих учреждений в связи с занимаемой должностью. Это не должно использоваться для других целей, иначе предусмотрена ответственность.

Что не включено в это понятие?

Налоговая тайна – это сведения, запрещенные к разглашению. Но есть информация, которая не входит в это понятие. Они указаны в статье 102 НК РФ. К ним относят:

  1. Общедоступные сведения. Есть ФЗ «О персональных данных» №152, по которому к информации общего доступа относят: Ф. И. О., дату и место рождения, номер телефона, профессию. Это относится к физическим лицам. Если же это ИП или компания, то к общедоступным сведениям относят название предприятия, форму собственности, адрес, структуру, данные об управляющем. Перечень может быть и больше, если было предоставлено согласие на раскрытие информации.
  2. ИНН. Это не требует секретности. Найти этот номер можно даже через интернет, обозначив данные физического или юридического лица.
  3. Нарушения. Такие сведения есть в открытых документах, к примеру, в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Помимо факта нарушения могут быть указаны предпринятые меры.
  4. Материальное положение. Эти данные обнародуются только в некоторых случаях, к примеру, во время проверки лица, которое баллотируется в депутаты. Информация отправляется в избирательную компанию. Узнать сведения о материальном состоянии простого гражданина не получится.
  5. Режим налогообложения. Это не является секретным.
  6. Информация для местного самоуправления. Обозначенные данные не входят в неразглашаемые сведения тогда, когда они передаются про определенных плательщиков сборов.

Такие данные являются доступными, поскольку их знание не угрожает ничьей безопасности.

Налоговые декларации

Сведения из налоговой документации являются конфиденциальными. Фирма заинтересована в сокрытии данных о клиентах и поставщиках, вариантах выполнения своей работы.

Это коммерческая налоговая тайна. ФЗ «О коммерческой тайне» №98 в ст. 5 содержит список данных, которые не относятся к коммерческой тайне. Налоговых деклараций нет в перечне.

Поэтому они могут относиться к коммерческой тайне.

Коммерческая тайна

В СССР понятие коммерческой тайны не было распространено, так как его считали пережитком капитализма.

Но с переходом к рыночной экономике возникла необходимость в использовании этого термина.

Коммерческая тайна – это режим секретности некоторой информации, необходимой субъекту экономики для увеличения доходов, снижения расходов. Список засекреченных данных должен быть:

  • реальным;
  • засекреченным от лиц, которые не входят в категорию посвященных;
  • легитимным.

Государственная, банковская, служебная тайны имеют свои нормы. Банки как вид коммерческих учреждений могут своими решениями вводить коммерческую тайну по ФЗ №98. В этих организациях охраняются данные о клиентах и их операциях. Выполнение контролируется государственными органами.

Данными, входящими в коммерческую тайну, банк может назначить информацию, которая дает преимущества по сравнению с другими организациями. Это может быть методика работы с клиентами, используемые компьютерные технологии, сведения о новых продуктах.

Виды

В эти сведения могут входить:

  • секреты производства;
  • экономические тайны;
  • интеллектуальная собственность.

Тайна относится к документации, компьютерным базам данных, сведениям на дисках, флэш-памяти, конференциям, устройствам.

Разглашение

Соблюдение налоговой тайны является обязанностью всех сотрудников. Это требование закона. Разглашение налоговой тайны предполагает применение сведений лицом, получившим их.

Например, передачу другим гражданам. Информация находится в базах данных, к ней строгий режим доступа, организовано хранение.

Это считается важной мерой, поскольку потеря документации или передача ее другим лицам ведет к ответственности.

Передача данных по запросу судебных органов или следствия не будет нарушением закона. Статья 102 НК РФ включает 2 варианта нарушения конфиденциальности:

  1. Поступление информации лицам, которые выполняют свою работу.
  2. Утеря документов с содержанием важных данных.

Конфиденциальность является важным аспектом в современном мире.

Ответственность

За разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, предусмотрены 3 вида ответственности:

  1. Материальная. По ст.1069 ГК РФ компенсация осуществляется из госбюджета.
  2. Административная. Виновное лицо оплачивает штраф в сумме 4-5 тыс. рублей.
  3. Уголовная. Ст.183 УК РФ предполагает лишение свободы на срок 3-5 лет в зависимости от ущерба.

Получение доступа к налоговой тайне

Для получения доступа к налоговой тайне надо направить запрос. Также должны быть соблюдены некоторые условия. Запрос выполняется на фирменном бланке с обозначением нужных реквизитов, поскольку это официальное письмо. Отправить его можно электронной почтой, курьером или Почтой России.

В письме обязательно должна быть подпись руководства организации. Электронная документация заверяется ЭЦП.

В запросе должна быть ссылка на нормативно-правовой акт или другой документ, который подтверждает право передачи конфиденциальных данных.

Нужно обозначить цель получения информации с указанием определенных документов, например, судебных постановлений.

Если при запросе не выполнено хоть одно условие, может быть отказ в предоставлении данных. Ответ поступает в бумажном или электронном виде, все зависит от технических возможностей.

Кто может делать запросы?

Такое право есть у государственных органов и их сотрудников. Обычно это требуется при судебных делах, проверках, следственных мероприятиях. Данными из налоговой интересуются контрагенты – поставщики, покупатели, поручители. Есть возможность запрашивать следующие сведения:

  1. Персональные данные.
  2. Материальное состояние.
  3. Коммерческая тайна – маркетинговые исследования, технологии, разработки.
  4. Банковская тайна.

Нередко запрашиваются устав, учредительная документация, лицензии на выполнение работы и другие разрешения.

Целью получения данных считается контроль надежности партнера перед проведением сделки.

Иногда законом предусмотрен обмен документацией такого вида до подписания договора, к примеру, при организации аукционов, тендеров, торгов.

В других ситуациях получение информации может быть подтверждением осмотрительности при определении, к примеру, поставщика.

При отсутствии осторожности может быть отказ в предоставлении зачета по НДС и непризнание расходов, если контрагент недобросовестный. Но налогоплательщик может отказать в таком запросе.

Тогда нужно направить в налоговую запрос на выдачу данных, которые не попадают под тайну.

Можно запрашивать:

  • документацию бухгалтерского и налогового учета;
  • бухгалтерскую отчетность.

У контрагентов есть право изучения бухгалтерской отчетности за последний год. Данные из бухгалтерского баланса будут интересны поставщикам, покупателям, инвесторам, кредитным организациям, поручителям. Сведения бухгалтерского учета публичные и могут быть общедоступными.

Другая ситуация складывается с информацией налогового учета, поскольку она считается налоговой тайной. Это закреплено в статье 84 (п.9) и 102 НК РФ.

У госорганов и внебюджетных фондов нет права разглашения таких данных, кроме случаев, если это разрешает организация. По закону запрещено передавать данные заинтересованным лицам.

Если какие-то сведения угрожают общественным интересам, то их нельзя отнести к коммерческой тайне.

Источник: http://.ru/article/323355/nalogovaya-tayna---eto-chto-takoe-ponyatie-soblyudenie-razglashenie

Налоговая тайна: что это такое, какие сведения к ней относятся

Налоговая тайна: что это такое, какие сведения к ней относятся

Налоговая тайна представляет собой термин в юриспруденции, который начали использовать с 1 января 1999 года.

Согласно определению, содержащемуся в законодательстве России, такой тайной будут считаться все известные сведения и информационные данные о лице, считающемся налогоплательщиком, и которые поступают непосредственно в службу налогообложения, а также в правоохранительную систему, следственные органы и таможенную службу. Все вышеуказанные данные должны защищаться специальным режимом строгого ограничения доступа и требовать серьезной секретности.

На степень доступности к данным не должна влиять юридическая статусность лица (физическое или юридическое лицо, индивидуальный предприниматель).

Что к ней относится?

Все налоговые органы имеют широкий доступ практически ко всей информации, касающейся материального и имущественного состояния любого налогоплательщика.

Открытие доступа к данной информации может нанести серьезный вред как интересам конкретного гражданина, так и целой организации.

Именно поэтому и появилось такое понятие, как тайна налоговой информации.

По данным законодательства к ее содержимому относятся:

  • данные, содержащиеся в документах первичного характера всех налогоплательщиков;
  • информация обо всех официальных доходах или расходах;
  • информационные данные о материальном состоянии лица, являющегося налогоплательщиком;
  • задокументированная информация об уплаченных налоговых обязательствах;
  • личная информация конкретного налогоплательщика либо же информация коммерческого характера какой-либо организации.

Последние изменения законодательства касательно данного вопроса разобраны на следующем видео:

Кто обязан ее хранить?

Всю информацию, которая подходит под соблюдение налоговой тайны, не должны разглашать лица, получившие вышеуказанные данные в ходе своей профессиональной деятельности.

В число таких лиц входят работники следующих ведомств и организаций:

  • налоговая система;
  • правоохранительные органы, в том числе следственный комитет и органы внутренней безопасности;
  • таможенные организации;
  • различные внебюджетные фонды;
  • различные сторонние работники и эксперты, привлекаемые для работы в вышеуказанные организации.

Что не подходит под это понятие?

Все разновидности информационных данных, которые не подходят под вышеуказанное понятие, перечислены в статье 102 Налогового Кодекса РФ. Среди них можно выделить следующие виды данных:

  • Общедоступная информация. При рассмотрении граждан как физических лиц данные, охраняющиеся налоговой тайной, совпадают с данными, входящими в Федеральный Закон «О персональных данных» №152. Согласно этому ФЗ, к информации в общем доступе относят:
    • фамилию, имя и отчество гражданина Российской Федерации;
    • дату и место его рождения;
    • номера домашнего, рабочего и сотового телефона;
    • информационные данные, касающиеся профессиональной принадлежности и места работы.

    Общедоступная информация об индивидуальных предпринимателях и компаниях включает в себя следующие пункты:

    • как полное, так и сокращенное наименование;
    • форма организационной собственности;
    • фактический, а также юридический адрес расположения офиса фирмы;
    • общая структура компании;
    • доступные данные об управляющем организацией, как о физическом лице (то есть фамилия, имя, отчество и различные контактные данные).

    Список вышеперечисленных данных может быть расширен в том случае, если физическое или юридическое лицо дало письменное разрешение на раскрытие какой-либо добавочной информации.

  • Сведения об ИНН. ИНН не будет относиться к данным, включенным в тайну, так как он не требует соблюдения строгой секретности. Узнать его можно даже в интернете после введения в определенную форму данных на физ. лицо или название конкретного юр. лица.
  • Информация об имеющихся нарушениях, имеющих налоговый характер. Данные о подобных нарушениях той или иной организации можно обнаружить на специальных сайтах в интернете, например в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Кроме самого факта нарушения, там же можно обнаружить конкретные меры, которые были приняты в отношении данного налогоплательщика.
  • Информация о результатах проведенной налоговой проверки. Такая информация может быть обнародована лишь в исключительных случаях, например, при проверке лица, баллотирующегося в депутаты. Кроме того, полученные данные могут быть отправлены лишь конкретно в адрес избирательной компании, а не выложены в общем доступе. Получить же информацию о материальном положении обычного гражданина нельзя.
  • Разновидность режима налогообложения конкретного налогоплательщика. Не будут относиться к секретным данным и сведения о каком-либо специализированной системе налогообложения.
  • Информация, отправляемая органам местного самоуправления. Указанная информация не будет входить в неразглашаемые данные в том случае, если она передается касаемо контрольных плательщиков налоговых сборов.

Ответственность за разглашение

К рассекречиванию налоговой тайны можно отнести применение информации лицом, получившим ее, либо ее последующая передача третьим лицам.

Все данные, которые хранятся в базах налоговых структур, должны иметь особо строгий режим доступа и хранения.

Это является необходимой мерой, так как потеря документов, содержащих указанную информацию, либо передача их другим лицам влечет за собой ответственность, мера которой предусмотрена в российском законодательстве.

Передача информации, относящейся к налоговой тайне, по официальному запросу от судебных органов или органов следствия не будет считаться нарушением закона.

В статье №102 НК РФ предусматривается два различных вида нарушения конфиденциальности по отношению к секретным сведениям:

  • необоснованное разглашение информационных данных лицами, получившими к ним допуск вследствие осуществления своей прямой профессиональной деятельности;
  • утеря документации, в которой содержатся подобные сведения.

В прямой зависимости от степени полученного ущерба и конкретной ситуации, существуют три вида ответственности, которую несет лицо или организация, по вине которой произошло разглашение:

  • материальная — по статье №1069 Гражданского Кодекса Российской Федерации (возмещение материального ущерба физическому или же юридическому лицу происходит из средств государственного бюджета);
  • административная — на виновное лицо или организацию накладывается административное взыскание в виде денежного штрафа в размере от 4 до 5 тысяч рублей;
  • уголовная — по статье №183 УК России (данная ответственность предусматривает лишение лица свободы на общий срок от 3 до 5 лет после оценки тяжести нанесенного ущерба).

Источник: http://ZnayDelo.ru/biznes/nalogi/nalogovaya-tajna.html

Сведения, составляющие налоговую тайну в РФ

Сведения, составляющие налоговую тайну в РФ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 2017: сведения, составляющие налоговую тайну в рф.

Понятие налоговой тайны закреплено в статье 102 НК РФ. Под ней понимается ограничение доступа к сведениям, поступающим в налоговый орган, соблюдение режима конфиденциальности.

Какие сведения составляют налоговую тайну? Сюда отнесена вся информация, полученная налоговиками в ходе своей деятельности, за исключением некоторых данных. То есть, налоговой тайной является все, что не входит в разрешительный список.

Таким образом статьей 102 налогового кодекса провозглашен запретительный принцип в части открытости и общедоступности сведений, которыми располагают налоговые органы («запрещено все, что не разрешено»).

Разумеется, установлена и ответственность за разглашение налоговой тайны.

Кому выгодно держать в тайне свои показатели?

В чьих интересах установлен столь обширный диапазон сведений, составляющих налоговую тайну? С первого взгляда кажется, что режим секретности на руку налогоплательщикам — ведь во время налоговых проверок в ИФНС поступают данные о доходах граждан и организаций, их материальном положении, и далеко не все отнеслись бы спокойно, если эта информация стала бы достоянием гласности. Если говорить о конкретном налогоплательщике, в отношении данных которого введен запретительный режим на оглашение, то все так. Но как быть с правом граждан получать достоверную информацию о деятельности хозяйствующих субъектов, с которыми им приходится заключать сделки? Поясним, что мы имеем в виду.

В последнее время участились случаи обмана дольщиков, когда организации, имеющие мизерные активы или находящиеся на пороге банкротства, собирали с граждан средства по договорам долевого строительства, а затем либо бесследно исчезали, либо объявляли себя банкротами. Еще раньше практиковалось подобное со вкладами граждан в различные инвестиционные фонды и банки-однодневки, достаточно вспомнить печально известный МММ. Возможность получения сведений об активах участников гражданского оборота, их финансовых показателях и задолженностях по обязательным платежам в бюджет позволила бы реально оценивать свои риски, но сейчас подобная информация составляет налоговую тайну. Спрашивается: не в интересах ли мошенников она существует?

Какие сведения не составляют налоговой тайны?

Неужели на самом деле все так засекречено, что мешает осуществлять конституционные права граждан РФ на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции РФ)? На самом деле — да. Не составляют налоговой тайны лишь то, что сам налогоплательщик пожелал огласить, и еще сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах. Но даже под этот разрешительный пункт настойчиво копают те, кто считает разглашение подобной информации подрывом деловой репутации компании. По их мнению, доводить до сведения партнеров надо только их собственные рекламные буклеты, а то, что фирма находится на грани разорения или специально создана для финансовых махинаций — то, дескать, подорвет к ней доверие. Вот так и живем…

Интересна позиция самих налоговиков по поводу возможности разглашения налоговой тайны.

Они считают, что если снять гарантии сохранения в тайне всех сведений, полученных про проверке, то организации и ИП тут же начнут подсовывать им ложные данные, отчего работа с налогоплательщиками во много раз усложнится.

Есть и еще один аргумент: не секрет, что получить сведения, составляющие налоговую тайну, можно — например, за вознаграждение. Доказать такое разглашение тайных данных практически невозможно, особенно если они переданы в устной форме.

Положение о налоговой тайне требуют радикального пересмотра

По мнению экспертов, нормы статьи 102 НК РФ не отвечают современным реалиям и требуют радикального изменения. Во многих экономически развитых странах бухгалтерские балансы предприятий размещаются в открытом доступе в Интернете.

Более того: отсутствие открытых сведений о состоянии компании служит для потенциальных партнеров предупреждающим сигналом, что фирма скрывает истинное положение дел и поэтому иметь с ней дело крайне рискованно.

В России также наметилась тенденция к раскрытию органами государственной власти сведений об участниках гражданского оборота, что положительным образом влияет на прозрачность всей экономики страны.

Но сдерживает этот процесс запрет на разглашение налоговой тайны, содержащийся в статье 102 налогового кодекса.

Конечно, не всю информацию о налогоплательщике нужно выдавать конкурентам, но основные сведения, по которым можно оценить надежность и стабильность компании — было бы желательно.

Источник: http://nalogitax.ru/nalogovaya-tayna-secrets-razglashenie-nalogovoy-tayny-svedeniya.html

Налоговая конфиденциальность

Налоговая конфиденциальность

Под налоговой конфиденциальностью понимается обстоятельство, по которому представители налоговых органов не имеют права предоставлять сведения о финансовом состоянии или статусе плательщика сторонним лицам за исключением случая распоряжения суда. Понятие «налоговая конфиденциальность» тесно связано с другим – «налоговая тайна».

Конфиденциальность плательщика охраняется Налоговым кодексом (ст. 102), начиная с 1999 года. Важное условие: конфиденциальность не зависит от статуса плательщика – в равной степени защищаются сведения как о физических лицах, так и об индивидуальных предпринимателях и предприятиях.

Кому выгодна налоговая конфиденциальность?

Режим конфиденциальности на руку плательщикам.

Во время проверок физические лица предоставляют сведения о собственном уровне дохода и материальном положении – такая информация не может быть распространена.

Для предприятий налоговая конфиденциальность еще важнее – разглашение сведений способно лишить их конкурентных преимуществ в борьбе за долю рынка.

В то же время конфиденциальность является проблемой для тех физических лиц, которые собираются вступить в отношения с организацией, так как лишает их возможности собрать информацию для глубокого анализа. Особенно это актуально для финансовых организаций – паевых фондов и банков.

Что считается налоговой тайной?

Налоговый кодекс не говорит прямо, какая информация является секретной, а какая – нет, однако, конкретные сведения можно найти в других нормативных документах. Скажем, письмо Минфина №03-02-08/41 позволяет считать конфиденциальными следующие данные:

  • первичной бухгалтерской документации фирмы.
  • Сведения о декларируемых доходах и расходах.
  • Сведения об имущественном положении.
  • Информация о начисленных акционерам дивидендах.
  • Производственные ноу-хау.

Какие данные не конфиденциальны?

Согласно другой точке зрения, конфиденциальными считаются все данные, получаемые налоговыми органами, которые не относятся к перечню не защищаемых налоговой тайной сведений. Такие сведения статья 102 НК перечисляет – к ним относятся:

  • Общедоступная информация. Это сведения, перечисленные в ФЗ №152 «О персональных данных». К общедоступным сведениям для физических лиц относятся ФИО, номер телефона, профессия, для юридических – полное наименование, адрес, ФИО руководителя. Также общедоступной считается информация, на распространение которой плательщик сам дал согласие – например, банковские реквизиты.
  • ИНН. Налоговый номер можно узнать, если на руках паспортные данные плательщика или полное название фирмы.
  • Результат налоговой проверки. Эта информация не является тайной, только если проверялся кандидат в выборный орган федерального или муниципального уровня, а запрашивают информацию члены избирательной комиссии.
  • Режим налогообложения. Таким режимом может быть не только ЕНВД или УСН, но и, например, единый сельский налог, актуальный только для производителей сельскохозяйственной продукции.
  • Данные для иностранных органов. Между государствами может быть заключено соглашение, согласно которому одно из них предоставляет определенный вид налоговых сведений другому. Такое соглашение сильнее внутренних документов.

Ответственность за нарушение конфиденциальности

Та же статья 102 НК предусматривает два режима нарушения конфиденциальности данных:

  • Намеренное разглашение должностным лицом.
  • Утрата документа по халатности.

От режима зависит характер наказания. Для того чтобы наказание наступило, должны быть соблюдены три следующих условия:

  • Плательщику нанесен прямой ущерб.
  • Имело место противоправное поведение ответственного работника налоговых органов (например, работник не принял обязательных мер по сокрытию сведений).
  • Существует причинно-следственная связь между действиями сотрудника и ущербом, нанесенным плательщику.

Ответственность, наступающая за нарушение конфиденциальности, может быть одного из трех видов:

  • Материальная. Согласно Гражданскому Кодексу ущерб, нанесенный плательщику, компенсируется из казны (статья 1069).
  • Административная. Платит штраф сам виновник – сумма составляет от 4 до 5 тысяч рублей.
  • Уголовная – виновник может быть осужден на 3 года лишения свободы. Если плательщику причинен особо крупный ущерб, срок увеличивается до 5 лет, согласно статье 183 Уголовного Кодекса.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/12074-nalogovaya-konfidencialnost

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть