Двойное налогообложение в россии — соглашение об избежании и порядок устранения

Соглашение об избежании двойного налогообложения: как не платить налог дважды

Двойное налогообложение в России - соглашение об избежании и порядок устранения

Налоговым резидентом России, обязанным платить в РФ налог на доходы от активов во всём мире, считается тот, кто живёт на территории страны более 183 дней в году.

В частности, под это определение попадают многие владельцы заграничной недвижимости, которые могут получать доход от аренды или при продаже жилья.

Если они являются российскими налоговыми резидентами, то возникает ситуация, при которой они должны платить налоги как за рубежом (по месту нахождения объекта), так и в России (по месту своего налогового резидентства).

Однако налог не может взиматься два раза: он платится только за рубежом, а разница засчитывается в России. Это предусмотрено соглашениями об избежании двойного налогообложения.

Соглашение об избежании двойного налогообложения — что это?

Соглашение об избежании двойного налогообложения — это заключаемый между двумя странами договор, который устанавливает правила, по которым взимаются налоги с организаций и физических лиц в тех случаях, когда активы, приносящие доход, находятся не в стране резидентства получателя дохода.

В соглашении об избежании двойного налогообложения указаны виды налогов, которые попадают под действие документа, а также круг лиц, на которых распространяются его нормы.

Также в таком соглашении приводятся условия налогообложения, срок действия и порядок прекращения договора.

Россия заключила соглашения об избежании двойного налогообложения с 82 странами.

Страны, с которыми Россия заключила соглашения об избежании двойного налогообложения

(октябрь 2016)

Австралия Австрия Азербайджан Албания Алжир Аргентина Армения Белоруссия Бельгия Болгария Ботсвана Великобритания Венгрия Венесуэла Вьетнам Германия Гонконг (с 01.01.2017) Греция ДанияЕгипет Израиль Индия Индонезия Иран Ирландия Исландия Испания Италия Казахстан Канада Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Корея Куба Кувейт ЛатвияЛиван Литва Люксембург Македония Малайзия Мали Мальта Марокко Мексика Молдова Монголия Намибия Нидерланды Новая Зеландия Норвегия Польша Португалия Румыния Саудовская Аравия Сербия СингапурСирия Словакия Словения США Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Украина Филиппины Финляндия Франция Хорватия Черногория Чехия Чили Швейцария ШвецияШри-ЛанкаЮАРЯпония

«Что касается, например, доходов в Эстонии или других странах, с которыми Россия не заключила соглашения об избежании двойного налогообложения, то резиденты РФ платят налоги два раза, в обеих странах.

Если законодательством Эстонии предусмотрено взимание налога с нерезидента, то уплаченная сумма не будет учтена в РФ, так как фактически уплаченные суммы налога с доходов, полученных в иностранном государстве, не засчитываются при уплате налога в России, если иное не предусмотрено соответствующим международным договором, подписанным РФ»,— говорит юрист Tranio Екатерина Шабалина.

Для покупателей и владельцев зарубежной недвижимости соглашения об избежании двойного налогообложения важны в первую очередь потому, что позволяют зачитывать в России налог на доходы от аренды и при продаже такого имущества.

Как учитывается налог при получении дохода от аренды

«Если российский резидент получает доход от недвижимости, расположенной, например, в ФРГ, сумма налога, уплаченного в Германии, будет вычтена из суммы налога, подлежащего уплате в России.

Сумма налога рассчитывается по российскому налоговому праву (по ставке 13 % и установленным правилам) и вычитается из суммы уплаченного зарубежного налога.

Следует помнить, что вычет не сможет превысить сумму налога, исчисленного в России.

Соответственно, если сумма налога в государстве-источнике дохода была уплачена в меньшем размере, чем было рассчитано в России, то недостающую часть придётся доплатить уже в РФ»,— поясняет Екатерина Шабалина.

Если вы получаете доход от аренды, вы должны самостоятельно задекларировать его в России, представив в налоговый орган по месту жительства декларацию по форме 3-НДФЛ (лист «Б», или доходы от источников за пределами Российской Федерации).

К налоговой декларации прилагаются:

  • выданные зарубежной налоговой документы, подтверждающие сумму полученного дохода и уплаченного с него налога, а также их нотариально заверенный перевод на русский язык. В этих документах должны быть отражены вид дохода, его сумма, календарный год, в котором был получен доход, сумма налога и дата его уплаты.
  • или копия налоговой декларации, поданной за рубежом, с копией платёжного документа об уплате налога (всё это также должно быть переведено на русский язык и нотариально заверено).

«Сумма уплаченного за рубежом налога зачитывается только после подачи этой декларации, по окончании налогового периода. Заявить о доходах и получить зачёт налога можно в течение трёх лет после окончания отчётного года, в котором были получены доходы»,— говорит Екатерина Шабалина.

Например, российский налоговый резидент владеет германской недвижимостью, которая приносит 10 тыс. евро в год в качестве дохода от аренды.

Сумма подоходного налога в Германии составит 2 324 евро (ставка — 23,24 % от арендного дохода с учётом надбавки в поддержку солидарности), в России — 1 300 евро (13 %).

Поскольку сумма в 1 300 евро меньше, чем 2 324, то владельцу недвижимости не придётся ничего дополнительно платить в РФ.

При этом вычеты, полученные за рубежом, не учитываются при расчёте налогооблагаемой суммы в России. Допустим, россиянин сдаёт в аренду дом во Франции и получает 18 тыс. евро в год.

Согласно французскому законодательству, он имеет право вычесть из налогооблагаемой суммы 50 % в связи с расходами на содержание жилья. Следовательно, 9 тыс. евро облагаются налогом на доход от аренды. Минимальная ставка для нерезидентов — 20 %.

Значит, в год россиянин выплачивает налог в сумме 1 800 евро. Поскольку в России не действует подобная система вычетов при уплате налогов, платить пришлось бы с полной суммы в 18 тыс. евро по ставке 13 %, то есть 2 340 евро в год.

Но так как между Россией и Францией действует соглашение об избежании двойного налогообложения, россиянину нужно заплатить налог во Франции, а в РФ только доплатить разницу — 540 евро.

Также важно знать, что, уплачивая в России налог по упрощённой схеме налогообложения, нельзя получить зачёт иностранного налога, и налогообложение в таком случае будет двойным.

Как учитывается налог при продаже зарубежной недвижимости

Согласно письму ФНС № ЕД-3-3/4062@ от 9 ноября 2012, законодательство Российской Федерации не различает продажу недвижимости в России и за рубежом — в обоих случаях действуют одинаковые правила.

По словам Екатерины Шабалиной, полученный от продажи зарубежной недвижимости доход не подлежит налогообложению, и продавец не обязан подавать налоговую декларацию в России в двух случаях:

  • для объектов, купленных до 1 января 2016: если продаётся недвижимость, которая была в собственности более трёх лет;
  • для объектов, купленных после 1 января 2016: если продаётся недвижимость, которая была в собственности более пяти лет (общий случай) или трёх лет (если налогоплательщик получил объект по наследству или в дар от родственника или члена семьи, по договору пожизненного содержания с иждивением).

Освобождение от налога можно получить, если имущество не используется для предпринимательской деятельности. Определение предпринимательской деятельности дано ФНС в письме № ЕД-3-3/412@ от 8 февраля 2013.

Если продавец не попадает под указанные выше условия, то ему нужно подать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ до 30 апреля года, следующего за годом получения дохода, и до 15 июля уплатить налог.

Как и налог на доход от аренды, налог на доход от продажи может быть засчитан в России в рамках устранения двойного налогообложения. Для российских резидентов ставка составляет 13 %.

Например, в 2010 году российский резидент решил купить квартиру в Испании за 500 тыс. евро, а в 2016 он продал её за 550 тыс. Прирост капитала — 50 тыс. евро — облагается испанским налогом по ставке 24 %.

Сумма налога в этом случае — 12 тыс. евро.

Поскольку между покупкой и продажей прошло более трёх лет, согласно российскому законодательству, подавать в РФ декларацию не нужно, достаточно заплатить налог в Испании.

Важно помнить, что уклонение от уплаты налогов — уголовное преступление. Платить налоги за рубежом по меньшей ставке, чем в России, и не заполнять при этом налоговую декларацию на родине — незаконно.

Юлия Кожевникова, Tranio

Источник: https://tranio.ru/articles/double_taxation_avoidance/

Договор об избежании двойного налогообложения

Договор об избежании двойного налогообложения

Получение дохода от источника за рубежом часто связано с необходимостью уплаты «прибыльного» налога по правилам местного налогового законодательства.

Но сам по себе факт уплаты иностранного налога не освобождает резидента Российской федерации от необходимости рассчитаться с бюджетом родного государства.

Впрочем, ситуации, когда один и тот же доход подпадает под уплату налога дважды, возникают далеко не всегда. С рядом стран у РФ действуют соглашения об избежании двойного налогообложения.

Данные документы предусматривают взимание налога лишь однократно, и не задваивают обязательные отчисления с полученного по внешне-экономическим сделкам дохода.

С какими странами заключен договор об избежании двойного налогообложения

Потенциально «задваиваться» могут любые доходные налоги – НДФЛ, налог на прибыль, упрощенный налог на УСН, если источником выплаты дохода является иностранный плательщик, а получателем – резидент РФ.

В каждой стране свои законы, связанные с порядком исчисления налогов.

Соответственно за границей доходы могут облагаться по самым разным ставкам, вне зависимости от того, под какой налог и по какой ставке этот же доход может подпадать в России.

Но, ориентируясь на метод устранения двойного налогообложения, основанный на работе в рамках соответствующего соглашения, компания, ИП или физлицо не будут уплачивать двойную сумму бюджетного отчисления. Конечно, если сделка заключена с представителем государства, у которого РФ действует данный договор.

На данный момент договоренности у РФ имеются с такими странами, как например, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, США, Канада, Германия, Франция, Израиль, Египет, Япония, Китай, Австралия.

Всего по состоянию на 1 января 2017 года таких государств, с которыми у нас действуют соглашения об устранении двойного налогообложения, 82, и все они приведены в соответствующем информационном письме Минфина.

Доказательства статуса резидента

Особенно актуален вопрос об устранении двойного налогообложения, пожалуй, в отношениях с компаниями ближайших стран, например, Казахстана и Белоруссии, так как именно с ними российский бизнес развивает в последнее время самые тесные связи. Как это действует на практике?

Предположим, что российская компания оказывает некие услуги организации, зарегистрированной в Белоруссии, с которой у РФ есть соответствующий договор об избежании двойного налогообложения.

При перечислении оплаты в описываемой ситуации белорусская сторона обязана по умолчанию удержать из дохода иностранного по отношению к ней контрагента сумму налога по ставке 15% — она установлена Налоговым кодексом Республики Беларусь. В итоге компания-исполнитель получает доход за вычетом суммы налога, и в этом случае повторный налог в России она уплачивать уже не должна.

Но есть и другой вариант – предоставить белорусскому контрагенту справку о резидентстве в РФ.

В этом случае компания-заказчик будет иметь подтверждение о том, что организация-исполнитель действительно является российской компанией и, следовательно, подпадает под действие соглашения.

На основании такой справки доход перечисляется полностью, без каких-либо удержаний, а рассчитываться с бюджетом российская фирма будет уже согласно российскому Налоговому кодексу.

Причем, если такая фирма работает в рамка УСН-6%, то уплата налога у нас очевидно является более выгодной, и наоборот, если это компания на общей системе налогообложения со ставкой 20%, сумма налога будет выше, если он будет уплачиваться в бюджет РФ.

Так или иначе, справка о резидентстве – это документ, на основании которого иностранный партнер не облагает сумму выплачиваемого российской организации дохода согласно действующим на его территории налогам.

Справка о подтверждении резидентства РФ

Процедура подтверждения статуса резидента Российской Федерации утверждена в Информационном сообщении ФНС России от 23 ноября 2012 года.

С февраля 2008 года оформлением документов о подтверждении этого статуса занимается Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных, сокращенно — МИ ФНС России по ЦОД.

Бланка запроса на подтверждение статуса резидента нет – его фирмы, ИП и физлица составляют в свободной форме, но с обязательным указанием календарного года, за который необходимо подтверждение, наименования иностранного государства, с представителем которого имеется сотрудничество, а также наименования и реквизитов самого российского налогоплательщика.

В большинстве случаев в подтверждение статуса российского резидента выдается справка установленного образца.

Однако в зависимости от того, с какой страной работает отечественная компания, это может быть и форма документа, утвержденная иностранным государством.

В таких случаях бланк заверяется подписью должностного лица и печатью российского налогового органа.

Сама по себе процедура довольно длительная. Срок рассмотрения заявлений о выдаче подтверждения статуса резидента составляет 30 календарных дней со дня представления в МИ ФНС России по ЦОД запроса, а также дополнительных необходимых документов.

Справку о подтверждении статуса резидента обычно выдают на текущий календарный год, но ее можно запросить и за истекшие периоды.

Источник: https://spmag.ru/articles/dogovor-ob-izbezhanii-dvoynogo-nalogooblozheniya

12.4. Международное двойное налогообложение и порядок его избежания

12.4. Международное двойное налогообложение и порядок его избежания

Соглашения в сфере налогообложения являются основным инструментом регламентации международно-правовых отношений в сфере налогообложения, а также в сфере устранения двойного налогообложения в частности.

Двойное налогообложение возникает в ситуации, когда один и тот же субъект может облагаться сопоставимыми налогами в отношении одного и того же объекта в двух и более государствах за один и тот же период.

В литературе предлагаются такие концепции в отношении форм двойного налогообложения, как:

— экономическое;

— юридическое двойное налогообложение.

Почти во всех странах существуют такие налоговые правила, критерии, характеризующиеся принципиальным сходством и призванные обеспечить заинтересованному в расширении базы налогообложения государству режим взимания налогов с различных категорий лиц, в том числе и вне своей территории. Данные критерии представлены принципами территориальности и резидентства. Выступая основной формой определения налоговой юрисдикции национального государства, критерий «территориальность» носит всеобъемлющий и универсальный характер, позволяя государству взимать налог с любой базы налогообложения, находящейся на ее территории .

———————————

См.: Скачков Н.Г. Действие международных договоров Российской Федерации в области налогообложения иностранных физических и юридических лиц: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1998. С. 12.

В соответствии со ст.

207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Налоговое резидентство определяет налоговую юрисдикцию, на территории которой возникают обязательства и осуществляется конечная налоговая ответственность налогоплательщика.

Само слово «резидент» берет свое начало в Петровскую эпоху, оно было заимствовано из французского языка и дословно означает «сидящий на месте».

От определения того, является или нет лицо налоговым резидентом Российской Федерации, зависит очень многое в налогообложении налогом на доходы физических и юридических лиц.

От налогового статуса хозяйствующего субъекта зависит:

— налоговая ставка (ст. 224 НК РФ);

— объект налогообложения (ст. 209 НК РФ);

— право на применение налоговых вычетов;

— применимость правил об избежании двойного налогообложения.

В широком смысле слова о юридическом двойном налогообложении можно говорить в каждом случае, когда «фискальный субъект» или «фискальный объект» облагается налогом дважды или несколько раз.

В таком контексте не имеет значения, возникло ли оно в результате комбинации налогов и других платежей или комбинации разных налогов, а также в одной или нескольких юрисдикциях дважды облагался объект и субъект .

———————————

См.: Knehtle A. Basic Problems in international fiscal law. London, 1979. P. 23.

В узком смысле юридическое двойное налогообложение включает в себя случаи неоднократного налогообложения одного и того же субъекта налога и (или) объекта в рамках полномочий одной юрисдикции.

В пределах одной юрисдикции двойное налогообложение может иметь место в рамках полномочий одного уровня (федеральный уровень, уровень субъекта, муниципалитет) и двойное обложение, ставшее результатом обложения одного субъекта и (или) объекта на нескольких уровнях (на федеральном уровне и уровне субъекта) .

———————————

Там же. С. 23 — 24. Автор выделяет вертикальное, горизонтальное и диагональное двойное налогообложение.

В понятие двойного налогообложения могут быть включены следующие компоненты:

— обложение налогом на общегосударственном уровне или разных уровнях (на уровне субъектов или муниципалитетов) в различных юрисдикциях;

— идентичность объекта;

— идентичность субъекта;

— идентичность периода;

— идентичность налога.

Рассматривая современный порядок избежания международного двойного налогообложения, необходимо отметить, что мировая практика устранения двойного налогообложения разграничила:

методы устранения двойного налогообложения для прямых налогов — налогов на доходы, капитал и имущество. Для прямых налогов существует сеть двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения;

методы устранения двойного налогообложения для косвенных налогов — акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и т.д.

Косвенные налоги тесно связаны с торговлей товарами и услугами, и правовое регулирование косвенных налогов в разных странах в целом схоже и поддается гармонизации.

В связи с глобализацией и развитием международной торговли для устранения двойного налогообложения в области косвенных налогов в большинстве стран применяется освобождение экспорта товаров от внутренних косвенных налогов и обложение импорта косвенными налогами, аналогичными внутренним (пограничные уравнительные налоги). Становление Всемирной торговой организации, присоединение к ней все большего количества государств, а также укрепление ее авторитета на международной арене способствуют распространению правил о разграничении юрисдикции государств в области косвенного налогообложения на основе принципа страны назначения, что предполагает устранение двойного налогообложения .

———————————

Кудряшова Е.В. Особенности устранения двойного налогообложения для косвенных налогов // СПС «КонсультантПлюс» (www.consultant.ru).

Международное двойное налогообложение для косвенных налогов возможно в том случае, если одна из стран использует принцип страны назначения, а другая — принцип страны происхождения товара (очевидно, последняя из стран не является членом ВТО и не принимает во внимание нормы ее документов). В таком случае государства заключают соглашения о применении единого принципа в торговых отношениях между собой. Россия в отдельных случаях решает вопросы об избежании двойного налогообложения для косвенных налогов в двусторонних соглашениях между государствами.

В соответствии с Соглашением между правительствами государств — участников Содружества Независимых Государств о согласованных принципах налоговой политики от 13 марта 1992 г. (ст.

4) и с целью обеспечения единого методологического подхода к заключению соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества главы правительств государств — участников Содружества договорились использовать между собой и с третьими странами Типовое соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и имущества . Участниками данного Соглашения стали Российская Федерация, Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Республика Туркменистан, Республика Узбекистан, Республика Украина, Республика Молдова. Данное Соглашение действовало до 24 февраля 2010 г., т.е. до момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. N 84 «О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество» .

———————————

Протокол стран СНГ от 15 мая 1992 г. «Об унификации подхода и заключения соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества». Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс» (www.consultant.ru).

Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. N 84 «О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество» // Собрание законодательства РФ. 2010. N 10. Ст. 1078.

К международным соглашениям об избежании двойного налогообложения, вступившим в силу с 2000 по 2011 г., относятся:

1) Соглашение между Правительством РФ и Правительством Новой Зеландии от 5 сентября 2000 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы», которое ратифицировано Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 79-ФЗ ;

———————————

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Новой Зеландии от 5 сентября 2000 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» // Бюллетень международных договоров. 2004. N 2.

2) Соглашение между Правительством РФ и Правительством Австралии от 7 сентября 2000 г.

«Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» , которое ратифицировано Федеральным законом от 6 декабря 2003 г.

N 156-ФЗ. Неотъемлемой частью данного Соглашения является Протокол, подписанный 7 сентября 2000 г.;

———————————

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Австралии от 7 сентября 2000 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» // Бюллетень международных договоров. 2004. N 5.

3) Конвенция между Правительством РФ и Правительством Австрийской Республики от 13 апреля 2000 г., вступившая в силу 30 декабря 2002 г., применяется с 1 января 2003 г. (письмо МНС РФ от 19 марта 2003 г. N РД-6-23/320);

4) Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Ботсвана от 8 апреля 2003 г., вступившая в силу 23 декабря 2000 г. (письмо Минфина России от 5 апреля 2010 г. N 03-08-13);

5) Конвенция между Правительством РФ и Правительством Федеративной Республики Бразилии от 22 ноября 2004 г., вступившая в силу 19 января 2009 г., применяется с 1 января 2009 г. (письмо ФНС России от 15 января 2009 г. N ВЕ-22-2/20@);

6) Конвенция между Правительством РФ и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла от 22 декабря 2003 г., вступившая в силу 19 января 2009 г.;

7) Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Греческой Республики от 26 июня 2000 г., вступившая в силу 13 декабря 2007 г., применяется с 1 января 1998 г. (письмо Минфина России от 25 декабря 2007 г. N 03-08-06/Греция);

8) Соглашение между Правительством РФ и Правительством Исламской Республики Иран от 6 марта 1998 г., вступившее в силу 5 апреля 2002 г., применяется с 1 января 2003 г. (письмо МНС РФ от 19 марта 2003 г. N РД-6-23/320);

Источник: http://vuzirossii.ru/publ/12_4_mezhdunarodnoe_dvojnoe_nalogooblozhenie_i_porjadok_ego_izbezhanija/35-1-0-1788

Налогообложение в Российской Федерации иностранных организаций стран, с которыми у России нет соглашений об устранении двойного налогообложения

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СТРАН, С КОТОРЫМИ У РОССИИ НЕТ СОГЛАШЕНИЙ ОБ УСТРАНЕНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ю.л. донин,

кандидат экономических наук, налоговый консультант

Для того, чтобы избежать двойного налогообложения, Россия заключила соответствующие договоры с более чем 60 странами.

К числу этих стран, с которыми Россия ведет активную внешнеэкономическую деятельность, относятся Великобритания, Венгрия, Дания, Индия, Испания, Италия, Казахстан, Республика Беларусь, Канада, Кипр, Китай, Республика Корея, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, США, Турция, Украина, Финляндия, Франция, ФРГ, Швеция, Чехия, Япония и ряд других.

Вместе с тем с рядом стран такие договоры в силу различных причин Россией не заключены. Следует отметить, что ни один договор не определяет порядок обложения налогом на добавленную стоимость (НДС) внешнеэкономической деятельности.

В то же время большинство стран с развитой рыночной экономикой применяют НДС.

НДС в отношениях организаций различных стран с российскими организациями

Практически все развитые страны, в первую очередь европейские, применяют НДС.

Из стран, где отсутствует НДС в налоговой системе, следует отметить США.

Налог применяется на основе метода вычитания.

Суть его состоит в том, что налоговые обязательства плательщика за каждый отчетный период определяются как разница между налогом на исходящий оборот и налогом на входящий оборот или, иными словами, предприятие начисляет налог при реализации своих товаров (работ, ус-

луг), платит налог при приобретении товаров (работ, услуг) производственного назначения и уплачивает в бюджет разницу между НДС по реализации товаров, (работ, услуг) и уплаченным налогом за каждый отчетный период.

В мировой экономической практике сложилось положение, при котором экспортные поставки товаров и связанные с ними различные операции не подлежат обложению НДС.

Такой подход к экспорту направлен, прежде всего, на поддержание ценовой конкурентоспособности отечественных товаров на мировых рынках.

Иными словами, государство взимает налогтолько в пределах территории его действия, когда товары и услуги попадают в сферу потребления. Отсюда возникает проблема налогообложения импорта.

Основная цель налогообложения в этой сфере состоит в том, чтобы сделать обложение импортных товаров одинаковым с обложением аналогичных отечественных товаров и, тем самым, путем выравнивания, предотвратить возможное нарушение налоговых условий торговой конкуренции в пользу импортных и в ущерб отечественным товарам.

В этом смысле НДС с оборота импорта в отличие от таможенных пошлин, не направлен надости-жение определенных экономических целей, например на ограничение или стимулирование импорта.

Задача взимания НДС при импорте — создание одинаковых условий обложения для всего оборота на территории страны-импортера независимо от страны происхождения товара. Объектом обложения в этой сфере является импорт товаров на таможенную территорию страны.

Импортный оборот рассматривается как один из компонентов всего облагаемого на территории страны оборота. Поэтому он подлежит об-

ложению по тем же ставкам, что и одноименный отечественный оборот.

Некоторые импортные товары могут быть освобождены от обложения НДС. Так, не подлежит налогообложению ввоз следующих товаров на территорию России:

товаров (за исключением подакцизных), ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации; ряд медицинских товаров, а также сырья и комплектующих для их производства; технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций; необработанных природных алмазов; товаров, предназначенных для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними; валюты Российской Федерации и иностранной валюты, банкнот, являющихся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), а также ценных бумаг — акций, облигаций, сертификатов, векселей; продукции морского промысла, выловленной и (или) переработанной рыбопромышленными предприятиями (организациями) Российской Федерации и ряд других. Как отмечалось выше, в соответствии с принципами международной торговли, экспорт товаров из России и связанные с ним различные операции не подлежат обложению НДС. Ставка налога по экспорту составляет 0%. Более того, входящий налог при приобретении товаров, работ и услуг, которые используются для осуществления экспортного оборота из России, возмещается из бюджета России. В результате возникает полное освобождение экспорта из России. Это означает, что НДС является налогом на потребление внутри страны, т.е. Россия, как и другие страны, взимает налог только в пределах территории его действия, когда товары попадают в сферу потребления. Экспортные поставки и их освобождение от НДС действуют непосредственно при осуществлении экспортной сделки.

Однако следует отметить, что российские экспортеры, за исключением крупнейших и, в первую очередь, экспортеров в сфере топливно-энергетического комплекса, встречаются с колоссальным противодействием возмещению НДС со стороны налоговых служб.

Что касается налогообложения НДС работ и услуг, то принцип в соответствии с НК РФ следующий: местом их реализации признается территория России, если:

1) работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории РФ. Ктакимработам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению;

2) работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находящимся на территории РФ;

3) услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

4) покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ.

Местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг) на территории РФ на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии- на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы, услуги оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица. Положение настоящего подпункта применяется:

при передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав;

при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктур, сельс-

кохозяйственных и других объектов, предпроект-ные и проектные услуги (подготовка технико-эко-номических обоснований, проектно-конструктор-ские разработки и другие подобные услуги).

К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и представлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации:

о предоставлении персонала, в случае если он работает в месте деятельности покупателя;

о сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств;

об оказании услуг агента, привлекающегося от имени основного участника контракта (лица, организации или физического лица);

об оказании услуг непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание;

о выполнении работ (оказании услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также при лоцманской проводке;

5) о деятельности организации, которая выполняет работы (оказывает услуги) на территории РФ.

Местом осуществления деятельности организации, выполняющей работы (оказывающей услуги), считается территория РФ, в случае фактического присутствия этой организации на территории РФ на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в РФ, если работы выполнены (услуги оказаны) через это постоянное представительство.

Местом осуществления деятельности организации, которая предоставляет в пользование воздушные суда, морские суда или суда внутреннего плавания по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем, а также услуги по перевозке, не признается территория РФ, если перевозка осуществляется между портами, находящимися за пределами территории РФ, если реализация ра-

бот (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ (услуг), местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных работ (услуг).

Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются:

1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;

2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

В заключение следует отметить, что ни одно соглашение об устранении двойного налогообложения не содержит упоминания об НДС, поэтому следует руководствоваться принципами международной торговли, изложенными выше в части товаров. Что же касается работ и услуг, оказываемых российским организациям, то следует руководствоваться положениями НК РФ, принципиальные моменты которого изложены выше. Эти положения действуют для всех стран мира.

Деятельность, приводящая к образованию постоянного представительства

Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в нашей стране, являются плательщиками налога на прибыль организаций (ст. 246 НК РФ).

Это означает, что прибыль иностранной организации от выполнения работ, оказания услуг на территории России может облагаться налогом на прибыль организаций в Российской Федерации, только если ее деятельность подпадает под определение «постоянное представительство». Учитывая первостепенное значение точного определения статуса иностранной организации, очень важно установление наличия постоянного представительства. Вопрос состоит в наличии или отсутствии обязанности платить налог на прибыль в России.

Обособленное подразделение иностранной организации в России образует постоянное представительство, но не только.

Так, постоянным представительством иностранной организации может быть признано не только любое место самостоятельной деятельности иностранной организации, но и деятельность иных лиц, если она удовлетворяет признакам, установленным гл. 25 НК РФ.

Важно то, что для целей налогообложения термин «постоянное представительство» не имеет организационно-правового значения.

Это понятие квалифицирует деятельность иностранной организации, с ним связывается только возникновение обязанности иностранной организации уплачивать налог на прибыль в России.

Критерии и признаки наличия постоянного представительства, которые установлены в ст. 306 НК РФ, таковы:

1) наличие обособленного подразделения или любого иного места деятельности иностранной организации в России;

2) осуществление иностранной организацией предпринимательской деятельности через такое обособленное подразделение;

3) ведение такой деятельности на регулярной основе.

Деятельность иностранной организации может быть признана постоянным представительством при наличии всех трех его признаков, а не на основе какого-либо из них отдельно взятого.

Статья 306 НК РФ достаточно подробно устанавливает, какие обособленные подразделения иностранной организации могут рассматриваться на предмет наличия постоянного представительства, какого рода деятельность может осуществляться через эти обособленные подразделения или с чем она можетбыть связана (1-й признак). Понятие «предпринимательская деятельность» (2-й признак) известно из гражданского законодательства, но Налоговый кодекс не устанавливает, что понимается под регулярной деятельностью (3-й признак).

Только в двух случаях НК РФ прямо устанавливает, с какого момента постоянное представительство считается образованным.

Во-первых, если иностранная организация осуществляет в России деятельность, связанную с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов.

Тогда постоянное представительство считается образованным с более ранней из следующих дат (п. Зет.

306НКРФ): даты вступления в силу лицензии (разрешения), удостоверяющей право этой организации на осуществление соответствующей деятельности;

или даты фактического начала такой деятельности.

Во-вторых, если иностранная организация ведет деятельность на строительной площадке.

Началом существования строительной площадки считается более ранняя из следующих дат (п. 3 ст. 308 НК РФ):

дата подписания акта о передаче площадки подрядчику (акта о допуске персонала субподрядчика для выполнения его части совокупного объема работ); или дата фактического начала работ. Для всех иных случаев осуществления деятельности иностранной организации постоянное представительство считается образованным с начала ее регулярного осуществления.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogooblozhenie-v-rossiyskoy-federatsii-inostrannyh-organizatsiy-stran-s-kotorymi-u-rossii-net-soglasheniy-ob-ustranenii-dvoynogo

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть