Чем отличается приказ от распоряжения на предприятии в чем разница?

Содержание

Что такое и чем отличается приказ от распоряжения в организации?

Чем отличается приказ от распоряжения на предприятии в чем разница?

В управленческой деятельности организаций нельзя обойтись без разного рода указаний. Задача руководителя выбрать наиболее подходящий вариант.

Приказ и распоряжение – основные рычаги власти. В законодательстве эти понятия считаются синонимами. Однако имеется ряд принципиальных отличий, которые сложились на практике.

Понятие терминов

Различать понятия «приказ» и «распоряжение» необходимо не только руководителям для правильного донесения своих требований, но и подчиненным, чтобы знать, как реагировать на тот или иной правовой акт. Каждое из них относится к распорядительному документу, нацелено на улучшение деятельности компании.

  • Приказ – правовой акт, который создается единолично главой организации для решения основных задач деятельности. Распространяется на всех подчиненных. Другими словами, это письменное или устное требование, поставленное перед персоналом с целью решить определенную задачу, выполнить задание.
  • Распоряжение – правовой акт, который создается главой организации или руководителями структурных подразделений касательно оперативных вопросов деятельности фирмы. В том числе, связанных с доведением содержания приказа до всех подчиненных. Это письменное, а чаще устное требование решить отдельные вопросы относительно требований приказа.

На сегодняшний день выделяют несколько подходов, которые определяют целесообразность их использования в разных условиях.

На маленьких предприятиях подписывать распорядительные документы может исключительно руководитель и заместитель в его отсутствие. Приказы издаются касательно основной деятельности компании.

К примеру, усовершенствование структуры организации, увеличение объема выпускаемой продукции. Распоряжение создается по оперативным, информационно-методическим вопросам. К примеру, график работы в предпраздничные дни, необходимость выйти в выходные.

Действие распоряжения направлено на выполнение приказа руководителя.

Поскольку и тот, и другой документ издается только руководством, существенного отличия между ними в маленькой организации нет. Выполнять придется и то, и другое.

На средних и больших предприятиях, где право подписи имеется у руководителя организации и глав структурных подразделений, подход несколько другой.

Глава компании издает приказы касательно деятельности всей фирмы. Руководители структурных подразделений издают распоряжения по текущей деятельности, но согласно приказу главы.

Их действие распространяется только на подчиненных данного отдела.

И приказы, и распоряжения делятся на подвиды:

  • по административно-хозяйственным вопросам;
  • личному составу;
  • основной деятельности.

Все распорядительные документы должны соответствовать закону. Ни один из них не может противоречить законодательным актам.

Чтобы убрать разноплановое толкование, приказ и распоряжение на практике выровняли по силе действия.

И тот, и другой правовой акт обязателен к выполнению. В целом, же отличия имеются.

Основные отличия

Текст приказа состоит из нескольких частей: констатирующей, распорядительной. В первой приводятся факты, события, цели, задачи. Вторая часть содержит перечисление действий, сроков исполнения. Требование распространяется на широкий круг должностных лиц и подчиненных.

Распоряжение не носит нормативного характера. Издается касательно оперативных, текущих вопросов. Действие распространяется на определенный круг людей.

К примеру, распоряжение руководителя отдела обязательно для исполнения всеми работниками данного структурного подразделения, не задевая всех остальных.

Но оно не идет в разрез общей политики организации.

Главное отличие этих понятий состоит в следующем:

  • Приказ подразумевает беспрекословное выполнение, распоряжение – настоятельные рекомендации для решения поставленных задач.
  • Приказ издается единолично руководством организации, распоряжение – коллегиально.
  • Приказ, как правило, издается в письменной форме, распоряжение может быть устным.

Чтобы один правовой акт не противоречил другому, в организации должен быть хорошо налажен документооборот. Не стоит выделять «главные» и «не главные» документы. Все акты равные по силе. Для отмены какого-либо пункта создаются поправки с отметкой «отменить».

Приказы и распоряжения – основные рычаги власти администрации предприятия.

Чтобы добиться желаемых результатов, достигнуть целей, необходимо определиться с нужным методом, который наилучшим образом будет соответствовать ситуации.

Приказ – властное волевое официальное указание руководителя. Распоряжение – согласованное решение всего руководящего звена.

Источник: http://ZnayDelo.ru/document/chem-otlichaetsya-prikaz-ot-rasporyazheniya.html

Приказ, распоряжение (по основной деятельности)

Приказ – это правовой акт, который создается единолично руководителем организации (лицом, исполняющим его обязанности), в целях разрешения вопросов основной деятельности или по личному составу.

Распоряжение – это правовой акт, который издается руководителем организации преимущественно по оперативным вопросам деятельности организации, в том числе по вопросам, связанным с организацией по исполнению приказов, инструкций и др. нормативно-правовых актов, доведения решений руководства до работников структурных подразделений.

Чем отличается приказ от распоряжения? Распоряжение отличается от приказа тем, что не подразумевает беспрекословного подчинения и исполнения, а является всего лишь указанием наиболее подходящей формы действия, решения. Таким образом, если отвечать еще более понятным и простым языком, приказ требует подчинения, а распоряжение всего лишь согласия.

Чтобы убрать разноплановое толкование, в организациях (учреждениях, компаниях, обществах) приказ и распоряжение имеют равную силу. Они направлены на подчинение и строгое выполнение описанного в ОРД.

Правила заполнения приказов, распоряжений (по основной деятельности)

ОРД начинается с заголовка к тексту, отражающий краткое содержание документа, который отвечает на вопрос «О чем?» и начинается с отглагольного существительного «О выполнении…», «Об оплате…

» и т.п. Заголовок печатают полужирным шрифтом Times New Roman размером № 13-14, выравнивается по центру, точка не ставится в конце заголовка.

Текст состоит из двух основных частей: констатирующей и распорядительной.

В констатирующей части предельно кратко излагаются цели и причины выпуска ОРД, дается ссылка на соответствующий документ, допускается приводить тексты отдельных решений органов государственного управления.

При изложении извлечений из решений органов государственного управления пишется слово «в частности». В приказе, который издается на основании другого документа, в констатирующей части указывают название этого документа, его дату, номер и заголовок.

Например: «Во исполнение поручения ………… от 07 октября 20__ г. № ».

Констатирующая часть ОРД может начинаться словами «В соответствии», «В целях», «Во исполнение» и др. и заканчивается словом «приказываю», после которого ставится двоеточие.

Если приказ не имеет констатирующей части, то печатается слово «приказываю» с двоеточием, затем – распорядительная часть.

Слово «приказываю» печатают с новой строки от нулевого положения табулятора строчными буквами вразрядку полужирным шрифтом:
приказываю:
В совместном приказе перед распорядительной частью от нулевого положения табулятора буквами пишется слово приказываем:
Констатирующая часть распоряжения завершается двоеточием.

Распорядительная часть делится на пункты и подпункты. Они обозначаются арабскими цифрами. Каждый пункт (подпункт) должен содержать только одно поручение по одному вопросу и при необходимости срок исполнения.

В тех случаях, когда нужно записать одному ответственному исполнителю несколько разных заданий, то ответственный исполнитель указывается в основном пункте один раз, а поручения разносятся в отдельные подпункты. Каждый подпункт печатают с красной строки с заглавной буквы и отделяют один от другого точкой.

Если ОРД предусматривается образование комиссии (рабочей группы), то в ее составе первым указывается председатель комиссии (руководитель рабочей группы), затем его заместитель (заместители) и далее члены комиссии (рабочей группы) в алфавитном порядке независимо от их должности.

Если ОРД отменяет или изменяет (дополняет) ранее изданный документ (отдельные его положения), то в распорядительную часть ОРД включают соответствующий пункт, который начинают словами «Признать утратившими силу…

», «Дополнить…», «Внести в… следующие изменения:», с указанием пунктов (подпунктов, абзацев), даты, номера и заголовка отменяемого или изменяемого документа.

Этот пункт помещают, как правило, в конце распорядительной части приказа.

Последний пункт распорядительной части текста должен содержать сведения о должностном лице организации, на которое возлагается контроль за исполнением ОРД и которое должно обладать достаточными должностными полномочиями в отношении адресатов предписаний ОРД в соответствующей сфере деятельности организации и является одним из этих адресатов.

В конкретных случаях контроль за исполнением ОРД может возлагаться на генерального директора. Тогда в последнем пункте пишется формулировка: «Контроль за исполнением приказа оставляю за собой».

Отдельные задания, поясняющие или дополняющие содержание ОРД (в том числе включающие цифровые данные), оформляют как приложения к приказу, на которые в соответствующих пунктах распорядительной части приказа должна быть ссылка (как правило, «согласно приложению»). На первой странице приложения в правом верхнем углу проставляют отметку о приложении (нумерационный заголовок), в котором указывают дату и номер приказа организации:

Приложение к приказу (распоряжению) _____________ от

________№

Приложения заканчивают чертой, расположенной по центру, на расстоянии трех межстрочных интервалов от последней строки текста. Длина черты 3-4 см.

https://www.youtube.com/watch?v=RlsqiB4Jjsc

Нумерацию страниц ОРД, каждого приложения к нему и утверждаемого ОРД документа производят отдельно.

Если утверждаемый ОРД документ (положение, порядок, регламент, правила, инструкция и др.) имеет приложения, которые поясняют или дополняют содержание этого документа, нумерация страниц такого документа и приложений к нему должна быть сквозной (единой).

При наличии приложений каждое из них визируется исполнителем и руководителем подразделения Корпорации, подготовившим проект, а также руководителями подразделений, в ведении которых находятся предусмотренные в приложении вопросы, задания.

К проекту ОРД должен прилагаться Лист согласования. Лист согласования готовится инициатором ОРД и прикладывается к направляемому на согласование проекту документа.

Виза согласования включает должность визирующего, личную подпись, расшифровку подписи, а также даты получения проекта документа на согласование и фактическую дату согласования проекта документа.

Направленный на согласование проект ОРД последовательно представляется на визирование лицам в порядке, указанном в Листе согласования.

Работники, участвующие в процедуре согласования ОРД, визируют полученный документ или, в случае несогласия с отдельными положениями проекта документа, представляют свои замечания/предложения в течение одного рабочего дня.

Замечания относительно необходимости внесения изменений в проект ОРД, излагаются в Листе согласования или в приложении к нему.

Завизированный проект ОРД представляется на визирование следующему в Листе согласования лицу, а в случае отказа от визирования — возвращается исполнителю проекта ОРД.

Внесение принципиальных изменений в проект ОРД влечет автоматическое создание новой версии (редакции) проекта ОРД, что требует повторного визирования проекта ОРД.

Если в ходе согласования проекта ОРД возникли разногласия, которые не были разрешены в рабочем порядке, руководитель подразделения организации, подготовившего проект ОРД, проводит согласительное совещание с участием руководителей подразделений организации (или их представителей, уполномоченных принимать решение по рассматриваемому документу), которые имеют замечания по проекту, и при необходимости представителя правового управления (отдела).

Руководитель подразделения организации, который имеет замечания по проекту ОРД в целом или по его отдельным положениям, может изложить свое мнение с соответствующей мотивировкой на проекте ОРД или отдельном листе. В этом случае он проставляет свою подпись (визу), рядом с которой пишет: «С замечаниями» или «Замечания прилагаются».

Проект ОРД, за исключением кадровых приказов, завизированный всеми должностными лицами, в соответствии с листом согласования передается в отдел управления делами для проверки оформления, смысловых акцентов, логики изложения документа, редактирования (устранения возможных грамматических и стилистических ошибок) и передачи документа на подпись руководителям организации.

Общий срок согласования документа не должен превышать 5 (пяти) рабочих дней со дня внесения на согласование, если иной срок не указан исполнителем документа.

К проекту ОРД, представляемому на подпись, должны прилагаться документы, во исполнение которых подготовлен проект, и при необходимости документы (копии документов), на которые имеется ссылка в подготовленном проекте ОРД.

Если проект ОРД подготовлен в инициативном порядке (при необходимости и в других случаях), к нему прилагают пояснительную записку, которая должна содержать обоснование целесообразности его принятия, а также возможные последствия реализации предлагаемых решений.

Подписание приказа осуществляется генеральным директором организации или лицом, им уполномоченным.

Подписание распоряжения осуществляется генеральным директором и заместителями генерального директора организации в пределах их полномочий. Подпись включает должность лица, подписавшего ОРД, личную подпись и расшифровку подписи (инициалы, фамилия).

Регистрационным номером ОРД является его порядковый номер в пределах массива этого вида документов в течение календарного года.

Регистрационным номером распоряжения является его номер по порядку в пределах массива этого вида документов в течение календарного года, к которому добавляется строчная буква «р». Например, № 15р.

Источник: http://naar.ru/blanks/prikaz_rasporyajenie_po_osnovnoy_deyatelnosti/

Как правильно подготовить приказ и распоряжение

Приказ или распоряжение?

Приказ — это организационно-распорядительный документ, которым оформляются решения нормативно-распорядительного характера, а также по оперативным, организационным, кадровым и другим вопросам внутренней работы организации.

Приказ является основным распорядительным документом организации и подписывается руководителем или лицом его заменяющим.

Распоряжение отличается от приказа тем, что в нем рассматриваются более узкие вопросы оперативного характера, и оно имеет ограниченный срок действия (хозяйственные вопросы, вопросы информационно-методического характера).

Распоряжение может подписываться заместителем руководителя.

Как оформить приказ или распоряжение?

Приказы и распоряжения оформляются в соответствии с .

В бланк приказа или распоряжения входят:

— наименование организации,

— сокращенное наименование организации (в скобках),

— слово «ПРИКАЗ»,

— дата,

— номер,

— город (место издания приказа).

Виды приказов:

  • приказы по основной деятельности;
  • приказы по личному составу;
  • приказы по административно-хозяйственным вопросам.

В соответствии с  каждый вид приказа имеет разные сроки хранения (по основной деятельности — постоянно, по личному составу — 75 лет, по административно-хозяйственным вопросам — 5 лет), поэтому их помещают в разные дела.

Текст приказа (распоряжения) состоит из :

— констатирующей (преамбулы);

— распорядительной.

В констатирующей части кратко излагаются цели и задачи, факты и события, послужившие основанием для издания приказа. Она может начинаться словами:

В целях

В соответствии

Во исполнение

Если приказ издается на основании другого документа, то в констатирующей части указывается наименование этого документа, его дата, номер и заголовок.

В соответствии с распоряжением Главы Администрации г. Самары № 101 от 07.02.2016 «О социальных льготах малоимущим гражданам»…

Преамбула в проектах приказов завершается словом

п р и к а з ы в а ю — печатается вразрядку.

или

ПРИКАЗЫВАЮ — печатается с новой строки.

В распоряжениях распространены такие завершающие слова, как:

ОБЯЗЫВАЮ

ПРЕДЛАГАЮ

Употребление завершающих слов в распоряжениях нигде не закреплено, лишь в  упомянуто слово «ПРЕДЛАГАЮ».

Распорядительная часть должна содержать перечисление предписываемых действий с указанием исполнителя каждого действия и, при необходимости, сроков исполнения.

Распорядительная часть делится на пункты и подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами. Действия однородного характера могут быть перечислены в одном пункте.

В качестве исполнителей указываются структурные подразделения (руководители структурных подразделений), заместители руководителя, подведомственные организации.

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Создать комиссию по уничтожению документов за 2013 год.

  2. Общему отделу подготовить документы, подлежащие уничтожению, к заседанию комиссии.

  3. Отделу информатизации подготовить электронные базы документов, подлежащие уничтожению, к заседанию комиссии.

  4. Первое заседание комиссии провести не позднее 15.03.2014.

  5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора А. В. Молчанову.

Как изменить пункт в приказе?

Если приказ (распоряжение) ранее изданный документ (пункты документа), то один из пунктов распорядительной части текста должен содержать ссылку на изменяемый документ (пункты документа) с указанием его даты, номера и заголовка.

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Внести изменения в приказ № 114 от 26.02.2014 «О создании комиссии по уничтожению документов»

    1. пункт 3 изложить в следующей редакции:

      «Первое заседание комиссии провести не позднее 25.03.2014».

    2. пункт 4 изложить в следующей редакции:

      «Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора Г. Д. Барановича».

  2. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора Г. Д. Барановича.

Как отменить приказ?

Если приказ (распоряжение) ранее изданный документ с момента издания, то один из пунктов распорядительной части текста должен начинаться словами «Отменить…» и указываться дата, номер и заголовок ранее изданного документа.

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Отменить приказ № 116 от 02.03.2014 «О внесении изменений в приказ № 114 от 26.02.2014»

  2. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора Г. Д. Барановича.

Если приказ (распоряжение) предполагается ввести в действие не с момента его издания, необходимо указать срок введения его в действие.

Ввести в действие настоящий приказ с 01.04.2014.

Последний пункт распорядительной части может содержать сведения о должностном лице, на которое возлагается контроль за исполнением приказа.

Контроль за исполнением приказа возложить на М. Р. Богачеву.

Контроль за исполнением документов>>

Визы согласования оформляются на оборотной стороне последнего листа приказа (распоряжения) согласно компетенции отделов и вопросам, затронутым в приказе.

Если приказ затрагивает финансовые вопросы, то обязательна виза финансового отдела. Если кадровые, то нужна виза отдела кадров.

Если для приказа требуется правовая экспертиза, то его визирует юридический отдел.

Порядок согласования документов>>

Приложения к приказу указываются только в тексте приказа и не оформляются отдельно как в письмах.

Назначить членов комиcсии по уничтожению документов согласно приложению 1 к настоящему приказу.

Когда приказ (распоряжение) подготовлен (о)и собраны все визы, его подписывает руководитель (заместитель). После этого документ нужно зарегистрировать. После присвоения номера ваш приказ или распоряжение можно считать введенным в действие.

Образец приказа>>

Образец распоряжения>>

Как правильно сделать выписку из приказа>>

Источник: http://www.docdelo.ru/2013/11/blog-post_6.html

Распоряжение руководителя: грамотное оформление поставленной задачи

Распоряжение руководителя – это сообщение, содержащее предписание по оперативным вопросам управления и касающееся ограниченного круга подчиненных. В зависимости от важности и срочности поставленной задачи распоряжение может передаваться:

  • в устном виде;
  • путем издания письменного документа;
  • в виде телефонограммы.

Не задокументированное должным образом распоряжение может относиться к немедленным задачам, которые имеют средний и малый уровень важности. Чаще всего такие виды указаний издаются в коллективах с небольшой численностью персонала.

Если вопрос, требующий решения, имеет существенное значение, то устное распоряжение может быть подкреплено изданием письменного документа.

Как правильно поставить задачу

Чтобы распоряжение руководителя было максимально эффективным, оно должно быть четко и конкретно сформулировано. Психологическое восприятие задачи, обозначенной расплывчато и неопределенно, не позволит сотрудникам качественно и в срок выполнить указание руководителя.

Распоряжение руководителя как форма управленческого воздействия относится к категории организационно-распорядительных методов. По способу влияния на трудовой коллектив они могут классифицироваться:

  • распоряжения, относящиеся к конкретному периоду времени и определенного служебного вопроса;
  • распоряжения продолжительного действия.

Если распоряжение руководства предполагает определенный период, в течение которого необходимо выполнить определенный объем работ, то в документе следует обозначить дату, до которой указание должно быть исполнено. В таком случае сотрудники смогут равномерно распределить силы в процессе выполнения задания, и поручение будет реализовано успешно.

Указания, рассчитанные на длительный срок, должны указывать на цель, ради достижения которой работники должны выполнять определенные действия со ссылкой на внутренние нормативные акты.

Следует отметить, что нечеткая регламентация распорядительного документа, изданного на предприятии способна ослабить исполнительскую дисциплину работников. В то же время четко сформулированная цель может служить дополнительной мотивацией для сотрудников.

В чем отличие распоряжения руководителя от приказа по предприятию

Приказ и распоряжение руководителя организации являются однотипными документами, выражающими волю единоличного исполнительного органа предприятия в лице его директора (генерального директора, президента).

Приказ по предприятию издается относительно решения вопросов, касающихся основной деятельности компании или ее личного состава.

Приказ – самая категоричная форма распорядительного воздействия, в нем содержится требование обязательного исполнения принятого решения руководителя.

Неполное исполнение императива, содержащегося в приказе, или невыполнение поставленной задачи чревато для сотрудников санкциями со стороны руководителя.

Приказы, касающиеся основной деятельности, могут охватывать широкий спектр вопросов:

  • изменение структуры фирмы (реорганизация, ликвидация);
  • финансово-хозяйственные проблемы;
  • задачи материально-технического снабжения.

Приказами оформляются все вопросы, связанные с персоналом организации: прием на работу, перевод на другую должность либо в другое структурное подразделение, увольнение, предоставление отпусков, взыскания и поощрения работников.

Распоряжение руководителя относится к более специализированным и узким направлениям деятельности организации.

Помимо оперативного управления, распоряжение может издаваться по организации работ, связанных с выполнением основного приказа.

В распоряжении не содержится категоричного требования на выполнение поставленной задачи.

В настоящее время четкого регламента и нормативных актов по применению того или иного вида распорядительных документов не предусмотрено.

Выбор ОРД (организационно-распорядительного документа) следует делать, исходя из положений, прописанных в учредительных документа предприятия и инструкции по делопроизводству, принятой в компании.

Структура распоряжения руководителя организации

Распоряжение или приказ подготавливаются на специальном бланке, содержащем полное наименование предприятия и название документа.

В качестве основных реквизитов ОРД должен содержать:

  • регистрационный номер и дату издания документа, место его составления;
  • заголовок к основному тексту распоряжения (краткое содержание);
  • текст документа;
  • полная подпись руководителя;
  • отметка о согласовании и ознакомлении ответственных лиц, перечисленных в распоряжении.

Правила правильного оформления распоряжений

Регистрационный номер распоряжения представляет собой порядковый номер документа в общей массе изданных с начала календарного года ОРД этого вида с добавлением строчной буквы «р» (например, № 10р).

Заголовок распоряжения указывается в левом верхнем углу документа, в нем содержится очень краткая суть директивы в виде ответа на вопрос «О чем?».

Примеры заголовка (наименования) ОРД – «Об обеспечении выполнения плана поставок продукции на 1 квартал», «Об утверждении бланков строгой отчетности».

Основной текст распоряжения условно делится на две части: констатирующую и распорядительную.

В констатирующем разделе распоряжения (преамбуле) указывается аргументация действий, предписанных документом.

В случаях, когда основанием для составления распоряжения выступает нормативный акт или ранее изданный ОРД, констатирующая часть должна начинаться с указания номера и даты этого акта: «Во исполнение приказа №…», «На основании федерального закона №…».

Констатирующая часть распоряжения, составляемого в инициативном порядке, должна включать цель и задачу действий, которые должны быть выполнены сотрудниками предприятия.

Здесь же могут быть перечислены события или факты, лежащие в основе издания конкретного ОРД. В таких случаях распоряжение может начинаться фразами «В связи с», «В целях».

Если указываемые действия сотрудников не нуждаются в обосновании или дополнительном разъяснении, констатирующий раздел ОРД может отсутствовать.

После предложения, охватывающего констатирующую часть распоряжения, прописывается побуждение к действию в виде слов «Предлагаю» или «Обязываю». После этого следует распорядительная часть документа.

В этом разделе перечисляются все предписываемые действия и функции, которые возлагаются на сотрудников для исполнения данного распоряжения.

Распорядительная часть может быть сформулирована в виде нескольких пунктов, по каждому из которых указывается конкретный ответственный сотрудник и дата, до которой необходимо выполнить перечисленные директивы.

Если распоряжение содержит указания, отменяющие ранее изданные ОРД или его подпункты, то ссылка на этот факт отражается в распорядительной части документа отдельным пунктом. В подобных случаях употребляются разы, начинающиеся со слов «Во изменение распоряжения №…», «Признать утратившим силу», «Внести изменения в …».

В последнем пункте распоряжения указывается должность и фамилия сотрудника, который будет осуществлять контроль за исполнением всех предписаний, содержащихся в ОРД.

Распоряжение руководителя предприятия может включать в себя разнообразные приложения, поясняющие или дополняющие директиву. Это могут быть регламенты, перечни, положения, таблицы, графики. Все приложения оформляются на отдельных листах, со сквозной нумерацией.

Первоначально ОРД составляется в виде проекта и обязательно содержит лист согласования.

В нем руководители отдельных подразделений, на которые возлагается работа по выполнению поставленных задач, визируют подготовленный проект.

При возникновении дополнений, разногласий или возражений должностные лица вправе представить обоснованную справку и приложить е к проекту распоряжения.

Согласование ОРД со всеми руководителями подразделений происходит не более, чем за пять календарных дней. Полностью согласованный с ответственными лицами проект распоряжения подписывается руководителем, после чего ОРД подлежит регистрации и вступает в силу.

Оперативность при доведении до заинтересованных лиц задач, поставленных руководителем предприятия перед конкретными сотрудниками или отделами, способствует эффективному и быстрому их исполнению.

Согласно регламенту, все выпущенные на предприятии распоряжения руководителя должны храниться в архиве компании.

Распорядительные документы, имеющие административно-хозяйственную направленность, необходимо сохранять не менее пяти лет.

Остальные распоряжения руководителя, относящиеся к основным видам деятельности, хранятся от 10 лет до момента ликвидации фирмы. После этого ОРД передаются на хранение в городской или муниципальный архив.

Источник: http://dezhur.com/db/docs/examples/rasporyazhenie-rukovoditelya-gramotnoe-oformlenie-postavlennoy-zadachi.html

Порядок составления и оформления организационно-распорядительных документов (приказа, распоряжения, постановления и др.)

Как известно, руководство любой организации наделяется правом осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность и, соответственно, издавать организационно-распорядительные документы независимо от организационно-правовой формы, характера и содержания деятельности организации, ее компетенции, структуры и др.

Основными видами организационно-распорядительных документов являются: приказ, указание, распоряжение, постановление, решение.

Приказ, указание, распоряжение — организационно-распорядительные документы, издаваемые в условиях единоличного принятия решений.

Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем предприятия, действующим на основе единоначалия, в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед предприятием.[2] Приказ содержит обязательные для исполнения предписания.

Назовем основные виды приказов:

  • приказы по общим вопросам, которые в свою очередь делятся на приказы по организационным вопросам (при создании, реорганизации или ликвидации структурных подразделений) и приказы по основной деятельности (при утверждении положений о структурных подразделениях и должностных инструкций, при введении новых стандартов, при изменении графика работы предприятия и др.);
  • приказы по кадрам и личному составу (эти приказы готовятся отделом кадров при назначении, освобождении, перемещении работников на должность, при уходе сотрудников в очередной отпуск и др. ).

Здесь представлены образцы оформления приказов.

В соответствии с рекомендациями ГОСТ Р 6.30-2003 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» приказы выполняются на бланках организации.

Обязательными реквизитами приказа являются: наименование организации, название вида документа (ПРИКАЗ), дата (датой приказа является дата его подписания), регистрационный номер документа, место составления или издания, заголовок к тексту, текст, подпись, визы согласования документа.

Текст приказа состоит из двух взаимосвязанных частей:

  • Констатирующая часть – в ней излагаются цели и причины издания приказа (могут быть перечислены факты, события, дана им оценка). Если приказ подготовлен на основании документов других организаций или ранее изданных документов, то указывают их реквизиты: наименование документа, наименование организации-автора, дату и регистрационный номер документа, заголовок к тексту в кавычках. В последнем предложении констатирующей части точка не ставится.
  • Распорядительная часть – начинается со слова «ПРИКАЗЫВАЮ», которое печатается прописными буквами с отдельной строки от левого поля документа. Распорядительная часть излагается в повелительном наклонении, может состоять из пунктов. Каждый пункт нумеруется арабской цифрой, оформляется с «красной» строки.

Последним пунктом приказа указывается должностное лицо, на которое возлагается контроль за исполнением данного приказа. Не рекомендуется в качестве контролера указывать руководителя учреждения, подписавшего приказ.[3]

Приказ подписывает руководитель учреждения или другое должностное лицо, которому руководитель делегировал свои полномочия. После подписания приказа не допускается введение каких-либо изменений в его текст.

Приказы по кадрам и личному составу хранятся в отделе кадров, остальные приказы хранятся в канцелярии.

Указание – правовой акт, издаваемый единолично руководителем предприятия или его заместителем преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией выполнения приказов, инструкций и других актов данной или вышестоящей организации (ключевые слова: «ОБЯЗЫВАЮ», «ПРЕДЛАГАЮ»).[2]

Распоряжение – правовой акт, издаваемый единолично руководителем, главным образом, коллегиального органа государственного управления в целях разрешения оперативных вопросов. Как правило, имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга организаций должностных лиц и граждан.[4]

Указание и Распоряжение во многом выполняются и оформляются по аналогии с приказами.

Постановление и решение, как документы, издаваемые в условиях коллегиального принятия решения

Постановления и решения издаются на основе решений, принимаемых совместно группой работников (коллегией, собранием, советом, правлением и т.п.). Считается, что коллегиальность позволяет наиболее правильно и эффективно решать наиболее важные вопросы деятельности.

На основе коллегиальности действуют федеральное правительство, представительные органы и правительства субъектов федерации и органов местного самоуправления, комитеты и комиссии, коллегии министерств, высшие органы управления акционерных обществ и др.[4]

Решение – правовой акт, принимаемый коллегиальными и совещательными органами предприятий и учреждений в целях разрешения наиболее важных вопросов их деятельности (ключевые глаголы «РЕШИЛ», «РЕШИЛИ», «РЕШИЛА»).[2]

Решение оформляется на бланке организации.

Обязательными реквизитами Решения являются: наименование организации, название вида документа, дата и регистрационный номер документа, место составления или издания, заголовок к тексту, текст, подпись, визы согласования документа.

Постановление — правовой акт, принимаемый высшими и некоторыми центральными органами федеральной исполнительной власти, действующими на основе коллегиальности, а также представительными и коллегиальными исполнительными органами субъектов РФ в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, стоящих перед данными органами, и установления стабильных норм, правил.[4]

Постановления принимаются также руководящими коллегиальными органами общественных организаций по наиболее важным и принципиальным вопросам их деятельности.

Порядок составления и оформления постановлений в целом аналогичен порядку оформления решений. Различия заключаются в ключевых глаголах, отделяющих распорядительную часть от констатирующей: «ПОСТАНОВЛЯЕТ» или «ПОСТАНОВИЛИ».

Список использованных источников

Источник: http://www.ekonomika-st.ru/drugie/delopr/delopr-11.html

Приказы по основной деятельности — это какие приказы?

Приказы по основной деятельности: как отличать их от других групп приказов

Перечень приказов по основной деятельности (примеры)

Нумерация приказов по основной деятельности предприятия

Особенности соблюдения сроков хранения приказов по основной деятельности

Как правильно оформлять приказ по основной деятельности (образец)

Ответственность за несоблюдение правил хранения приказов

Приказы по основной деятельности: как отличать их от других групп приказов 

В сложившейся системе делопроизводства принято выделять 3 большие группы распорядительных документов:

  • приказы по основной деятельности;
  • приказы по личному составу;
  • приказы по административно-хозяйственным вопросам. 

Приказ по основной деятельности издается руководящим лицом и служит для обеспечения основной и оперативной деятельности компании. Данные приказы выпускаются в целях реализации принимаемых управленческих решений и ведутся отдельно от приказов иных групп.

Можно обозначить основной критерий отнесения распорядительного документа именно к рассматриваемой группе приказов: в его содержании отражена основная (производственная) деятельность организации согласно положениям учредительной документации (устава и т. д.).

Приказы же по личному составу отражают все стороны трудовых правоотношений между работником и работодателем (вопросы трудоустройства и увольнения, командировок, перевода на другую должность, дисциплинарных взысканий и т. д.), а приказы по административно-хозяйственным вопросам связаны с решением таких задач, как:

  • соблюдение внутриорганизационных регламентов деятельности;
  • эксплуатация зданий и помещений;
  • транспортное обслуживание;
  • создание и обеспечение функционирования внутренней связи;
  • вопросы безопасности (см. пп. 773–893 Перечня типовых управленческих архивных документов…, утвержденного приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558, далее — перечень № 558).

Таким образом, зная тематику распорядительной документации, относимой к приказам по личному составу и административно-хозяйственной деятельности, можно методом от противного выделить в массиве всех издаваемых приказов группу именно по основной деятельности организации.

Перечень приказов по основной деятельности (примеры) 

Основным нормативным документом, регламентирующим принципы систематизации распорядительных документов, содержащим также указания о сроках хранения приказов в зависимости от их групповой принадлежности, является перечень № 558 (см. п. 1.2 указаний по применению перечня № 558).

Перечислить не только все виды приказов по основной деятельности организации, но и общие тематические группы не представляется возможным в связи с тем, что производственная деятельность в каждой организации обладает собственной спецификой.

Руководствуясь положениями перечня № 558, в качестве примера можно обозначить следующие тематические группы приказов по основной деятельности:

  • об определении структуры организации и ее изменении;
  • введении, утверждении и изменении локальной документации (инструкций, правил, распорядков и т. д.);
  • определении штатного расписания и его изменениях;
  • организации новых филиалов, представительств и упразднении существующих;
  • создании коллегиальных и совещательных, контрольных (ревизионных), научных, экспертных, методических, консультативных органов;
  • утверждении планов развития деятельности;
  • осуществлении контроля за текущей деятельностью предприятия;
  • определении финансовой политики организации;
  • определении научно-технической политики деятельности;
  • установлении режима функционирования предприятия и внесении изменений в него;
  • принятии регламента проведения конкурсов на замещение вакантных должностей, организации воинского учета, комплекса мероприятий по гражданской обороне, охране труда и т. д. 

Вопреки распространенному ошибочному мнению, к приказам по основной деятельности (а не по личному составу) также относится распорядительная документация о назначении руководителя и главного бухгалтера организации (см. п. 1 ст. 40 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Нумерация приказов по основной деятельности предприятия 

Существует практика деления данных документов на подгруппы по тематике. Однако это удобно далеко не всегда, т. к. регистрационные номера приказам по основной деятельности обычно присваиваются в порядке их поступления в течение календарного года.

Как правило, к порядковому номеру такого приказа не добавляются буквенные индексы, но в зависимости от устоявшегося в конкретной организации документооборота возможен и такой вариант (см.

также статью «Правила нумерации приказов в кадровом делопроизводстве»).

Стоит отметить, что указанная выше практика нумерации носит исключительно рекомендательный характер. Ранее согласно п. 2.7.1.

3 Типовой инструкции по делопроизводству…, утвержденной приказом Минкультуры РФ от 08.11.

2005 № 536 (утратил силу), правило нумерации приказов в течение календарного года носило императивный характер, но теперь правовой основы для нумерации не существует.

При этом упомянутые правила продолжают использоваться и сегодня в связи с удобством применения в учете документов, в т. ч.

при ведении журнала регистрации (подробную информацию по ведению журнала регистрации таких приказов вы найдете в нашей статье «Правила заполнения журнала регистрации приказов по основной деятельности»).

Особенности соблюдения сроков хранения приказов по основной деятельности 

Важно! Распорядительная документация, относящаяся к приказам по основной деятельности, подлежит постоянному хранению. 

В указаниях по применению перечня № 558 даны следующие разъяснения по вопросам хранения таких документов.

Документы, имеющие соответствующую отметку о необходимости их постоянного хранения (к ним относятся все документы по основной деятельности) в общем случае должны быть переданы организацией в соответствующий государственный (муниципальный) архив для последующего постоянного хранения (см. п. 3.3.1 указаний по применению перечня № 558).

Источник: https://rusjurist.ru/kadry/kadrovoe_deloproizvodstvo/prikazy_po_osnovnoj_deyatelnosti_eto_kakie_prikazy/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть