Банковский платежный агент — порядок осуществления деятельности услуги счета и прием платежей

Банковский платежный агент — это… ФЗ о платежных агентах

Банковский платежный агент - порядок осуществления деятельности услуги счета и прием платежей

Сегодня коммунальные услуги можно оплачивать не только через кассы банков, но и через почтовые отделения и терминалы.

А об оплате услуг непосредственно исполнителю в офисе уже вообще никто не вспоминает. Законодательство в отношении посредников банковских услуг уже давно не менялось.

Но вопросов у участников сделки все так же много.

Суть

Внесение изменений в законодательство позволило кредитным организациям расширить свое присутствие в регионах и создать дополнительный канал связи – банковский платежный агент. Это помогло повысить качество и гибкость услуг. Рассмотрим детальнее, чем занимается данный посредник.

Согласно ФЗ «О банковской деятельности», платежный агент – это лицо, которое принимает средства в счет оплаты товаров и услуг физлицами с целью зачисления их на банковский счет. Согласно этому же документу, агент мог осуществлять операции с пластиковыми платежными инструментами.

После внесения изменений в ФЗ «О национальной системе платежей» функционал агентов расширился. Теперь они могут:

  • выдавать денежные средства клиентам;
  • привлекать субагентов;
  • осуществлять идентификацию плательщиков без открытия счета;
  • проводить операции с электронными средствами платежа.

Таком образом, теперь банковский платежный агент — это юридическое лицо (ИП), которое на основе договора с кредитной организацией участвует в предоставлении банковских услуг, принимает и выплачивает денежные средства физических лиц по взятым обязательствам.

Направления деятельности

Чтобы лучше разобраться, в чем заключается деятельность платежного агента, нужно ввести ряд понятий:

  • поставщик – это ИП, организация, которая получает средства за реализуемые товары и реализуемые услуги;
  • плательщик – потребитель услуг;
  • платежный агент – это посредник, который принимает платежи физических лиц (УК).

Посредник для осуществления своей деятельности может привлекать оператора и субагента. Они также занимаются деятельностью по приему платежей, но договор уже подписывают с агентом.

Ответственность

Законодательством предусмотрено возложение на агентов определенных обязательств, от исполнения которых зависит безопасность платежей. Вот часть из них:

  • агент может осуществлять деятельность только после подписания договора;
  • оператор должен встать на учет в Росфинмониторинг;
  • при приеме платежей открывается счет, который используется для осуществления трансакции;
  • банк не может выступать субагентом или оператором.

Счет

Специальный счет платежного агента используется не для всех операций. Его владелец может списать средства только на определенные цели, но и принудительное взыскание также не осуществляется. То есть он служит транзитом между физическим лицом и банковским счетом владельца.

Со спецсчета оператора средства перечисляются клиенту и непосредственно посреднику в части вознаграждения. Субагент переводит деньги оператору и поставщику. Платежный агент обязан моментально переводить средства на счет. За нарушение этого требования ему грозит штраф в сумме 50 тыс.

руб.

Рассмотрим типовые схемы, по которым реализуются услуги платежного агента.

Схема 1

Агент заключил договор по перечислению коммунальных платежей через сеть терминалов. К начислению сбора и рассылке документов управляющая компания (УК) привлекла единый расчетный центр (ЕРКЦ) с собственной кассой. ЕРКЦ заключил договор с посредником, владеющим сетью терминалов.

Поскольку УК является агентом, она обязана открыть спецсчет. На него будут переводиться средства от ЕРКЦ. Затем деньги будут перечисляться ресурсоснабжающей организации (РСО), а оттуда — контрагентам. ЕРКЦ, как оператор, также должен открыть счет.

Переводить средства сразу РСО он не имеет права. Действовать нужно только через УК. Владелец терминалов в данной схеме выступает субагентом. Вознаграждения всех посредников прописаны в договоре с поставщиком услуг.

А потребителей нужно уведомить, что за перевод средств начисляется комиссия.

Схема 2

Платежный агент – это посредник между физическими лицами и ЖКХ, который действует на основании договора.

Решением руководства было принято решение, что плата за услуги, предоставленные в многоквартирных домах (МКД), сразу перечисляется на счет в банке.

Оплачивать платежи может через терминалы физическое лицо.

Платежный агент в данной схеме является агентом по перечислению средств от всех плательщиков, кроме жильцов МКД. Только один оператор может одновременно принимать платежи отдельно по договору с УК и с РСО. Комиссия посредника оговаривается с каждым поставщиком отдельно.

Схема 3

УК по договору ресурсоснабжения выступает агентом собственников МКД. Она получает плату за услуги от потребителей. Они же оплачивают расходы на осуществление трансакций.

В данной схеме УК является поставщиком банковских услуг. Оператор обязан перечислять средства на счет агента. Между УК и РСО не заключен договор о сотрудничестве.

Поэтому все средства должны сразу переводиться на счет ЖКХ.

Схема 4

УК предоставляет услуги по содержанию имущества в жилом доме. Собственники заключили с ЕРКЦ договор о перечислении платежей. УК получает плату за ремонт имущества и коммунальные услуги. Вторая часть сразу передается в РСО. Вознаграждение ЕРКЦ должны платить оба поставщика (УК и РСО).

Банки

Кредитные организации не могут выступать в качестве операторов по приему платежей. Но они предоставляют услугу по безналичному переводу средств от физических лиц без открытия счета.

На основании распоряжения клиента банк оформляет платежное поручение. В документе должны быть указаны все реквизиты и назначения платежа. Предельная сумма перевода ограничена приемлемой в рамках безналичных расчетов.

Отдельно от суммы перевода уплачивается комиссия посредника.

Отличия

Таким образом, имеют место две операции: прием платежей и перевод средств. Разница между ними чисто юридическая. Прием платежей осуществляется на основании договора с РСО или с потребителем.

Плательщики обращаются к агенту с просьбой перевести средства на счет ЖКХ. Если между РСО и УК заключен договор, то агент принимает платеж.

Перевод средств осуществляется по требованию плательщика на указанные реквизиты.

Спорные моменты

Управляющий МКД подписал договор о переводе платежей с оператором и банком (по вопросу обмена информационными данными).

Чьи реквизиты должны быть указаны в квитанции? Платежка должна содержать номер счета поставщика услуг.

Если в документе будут указаны реквизиты спецсчета, то банк не сможет перевести средства.

Схема 5

Управляющий МКД заключил с поставщиком телекоммуникационных услуг договор о сборе средств за пользование антенной, которая не входит в коллективное имущество.

В квитанции из ЖКХ эта сумма выведена отдельной строкой. Деньги принимаются как через банк, так и через агента.

В данной схеме УК и поставщик услуг должны использовать спецсчета для осуществления транзакции.

https://www.youtube.com/watch?v=ewkobAqRdv4

Однако ФЗ о платежных агентах не распространяется на безналичные операции. Поэтому если потребитель осуществляет перевод со своего счета, то средства попадают УК, которая уже погашает задолженность перед оператором связи. Эти два пункта нужно прописать отдельно в договоре.

Вывод

Прием коммунальных платежей через посредников накладывает на агентов некоторые обязанности. Например, вести отдельный счет для всех транзакций.

Если УК принимает плату за услуги РСО через собственные кассы либо через другого посредника, то она сама становится агентом. Если посредники в трансакциях отсутствуют, то потребители могут оплачивать услуги через банки.

Для этой цели заключать отдельный договор нет необходимости. Но банки заинтересованы в получении вознаграждения. Поэтому за плату предоставляют информационные услуги.

Источник: http://.ru/article/264657/bankovskiy-platejnyiy-agent---eto-fz-o-platejnyih-agentah

Банковские платежные агенты: особенности, деятельность и отзывы :

Банковские платежные агенты: особенности, деятельность и отзывы :

Платежная система занимает особое место в банковской системе РФ. Она регулирует деятельность организаций по вопросам переводов средств.

Сегодня предприятия принимают оплату за свои товары и услуги через электронные системы, а некоторые – даже без открытия счета. Это и не удивительно. Сегодня многие компании ведут онлайн-бизнес.

Например, платежная система Qiwi принимает платежи от граждан через автоматы и за вознаграждение переводит их на счета контрагентов. Означает ли это развитие квазибанковской системы в России?

Сущность понятия

Платежные агенты – это посредники между населением и поставщиками услуг. Их деятельность заключается в приеме платежей от плательщиков для погашения задолженности по оплате ЖКХ, осуществления прочих транзакций и зачисления их на свой транзитный счет.

Поставщик – это юридическое лицо, ИП, получающие средства за реализуемые товары (работы). Поставщиками также могут быть организации, которые оплачивают коммунальные услуги, госорганы, которые получают денежные средства для выполнения своих функций.

Платежные агенты – это организации, ИП, которые принимают платежи от физических лиц. Их также называют операторами или субагентами.

Законодательное регулирование

В 2010 году были внесены изменения в ФЗ №103 «О деятельности по приему платежей». В арсенале кредитных организаций появился новый термин – «платежные агенты». Также был введен одноименный счет №40821 для учета операций с данными субъектами.

Требования

Посредники в полном объеме перечисляют на счет платежного агента полученные от плательщиков средства.

Затем банк перечисляет на счет поставщика стоимость реализованных товаров, а агенту – комиссионное вознаграждение.

Соответственно, поставщик не имеет права принимать средства от агентов на свой обычный банковский счет. Такие требования прописаны в ст. 8 ФЗ №103.

Если специальный счет платежного агента не используется в процессе его деятельности, то участники операции будут нести ответственность по ст. 15 КоАП. Агентам грозит административный штраф в размере 4,5-5 тысяч рублей, а юридическим лицам – 40-50 тысяч рублей.

Прием платежей физических лиц платежными агентами может осуществляться через терминалы или кассовую технику.

Оборудование должно быть оснащено фискальной памятью и контрольной лентой. Используемое ККТ должно быть зарегистрировано в ФНС.

У посредника должна сохраняться вся документация по операциям.

Учет операций

Расчетные операции между банком и агентами проводятся в сроки, установленные договором. Рассмотрим алгоритм операций. Банк со дня получения реестра платежей через терминал на специальный счет посредника до момента перечисления средств от агента выполняет следующие действия:

  • Все операции учитывает на специальном счете 30233 «Незавершенные операции по платежным картам».
  • Обязательства перед платежными агентами отражает на лицевых счетах, открытых к балансовому счету 30233. Данное условие возможно, если в договоре с агентом прописана пролонгация выплаты комиссии или накопление вознаграждения за определенный период.

После получения средств от агента банк перечисляет выручку поставщику услуг и комиссию посреднику.

Условия обслуживания

По условиям работы банков прием платежей от платежных агентов осуществляется по таким схемам:

  • Депозитная. Агент предоставляет банку средства для предварительного финансирования или в качестве обеспечения, на покрытие риска ликвидности, риска по незавершенным операциям.
  • Кредитная. Агент использует активы банка на покрытие ликвидности и риска по незавершенным операциям.

Чеки

Прием средств должен подтверждаться выдачей чека. Вся информация, размещенная на нем, должна быть легко читаемой в течение минимум полугода. Чек должен соответствовать требованиям нормативных актов РФ и содержать такие реквизиты:

  • наименование документа;
  • сумму принятых средств;
  • название платежа;
  • вознаграждение посредников;
  • дата, время и место приема средств;
  • номер чека;
  • местонахождение банковского агента, его ИНН;
  • номера телефонов агента.

При определении лимита средств в кассе посредники не должны учитывать те деньги, которые предназначены для перечисления третьим лицам. С этой целью платежные агенты ведут две кассовые книги. В первой фиксируются собственные средства, а в другой – «чужие».

При поступлении средств кассир оформляет два приходных ордера:

  • на общую сумму принятых средств;
  • на сумму «чужих» средств.

Аналогичным способом оформляются расходные ордера.

Алгоритм работы

В полномочия агента ходят:

  • принятие платежей от плательщиков;
  • выдача средств физическим лицам через терминалы и банкоматы;
  • предоставление и реализация механизма использования электронных средств оплаты.

Деятельность платежного агента по принятию средств осуществляется в таком алгоритме:

  • заключается договор между агентом и оператором системы;
  • для проведения расчетов в банке открывается специальный счет;
  • поступившие средства первым делом проходят инкассацию, только после этого они попадают на счет;
  • банк перечисляет средства поставщику услуг и комиссионное вознаграждение агенту.

То есть, платежные, как и банковские агенты, являются посредниками между поставщиками услуг и покупателями. Единственная разница между ними заключается в том, что функционал у агентов кредитного учреждения гораздо шире.

Ответственность

За такие нарушения, как:

  • неприменение кассовой техники;
  • использование оборудования, которое не соответствует требованиям;
  • отказ в выдаче товарного чека;
  • перечисление средств в обход специального счета,

предусмотрен административный штраф в размере 3 тыс. руб. на ответственных сотрудников и 30-40 тыс. руб. – на предприятия. ИП может быть привлечено к ответственности только как должностное лицо.

Прочие направления деятельности

Агенты всегда принимают платежи в пользу третьих лиц и не могут предоставлять им какие-то другие услуги.

Если они занимаются еще чем-то дополнительно, то к платежным агентам уже не относятся. Работа агента не приносит большой доход.

Поэтому посредники регистрируют несколько юридических лиц и через них сдают в аренду терминалы.

По этой же причине к агентам не относятся курьерские компании. Они доставляют товар и принимают деньги от клиентов в счет оплаты. То же самое можно сказать о туристических фирмах.

Хотя еще пару лет назад ФНС выставляла штрафы турфирмам за нарушение закона о платежных агентах. Причиной являлось то, что турагенты перечисляют оператору средства за оказание услуг.

Операторам приходилось через суд оспаривать решения ФНС, ссылаясь на такие факты:

  • Турфирмы подбирают и бронируют туры клиентам. Часть денег они получают как раз за эти услуги.
  • Работать они могут только по официальным договорам с операторами. В этих документах отсутствуют реквизиты специального счета, через который агенты проводят все операции.

Эти условия противоречат требованиям ФЗ №103.

Международный опыт

Стоит отметить различия с зарубежной практикой. В РФ банковские посредники участвуют в переводе средств, а платежные посредники принимают платежи.

За рубежом услуги по переводу средств, которые предоставило физическое лицо, платежный агент оказывает только под руководством легального участника системы. Выполнение функций посредников связано с отмыванием средств.

Поэтому ФАТФ рекомендует на законодательном уровне прописать ограничения функций агентов.

Действующее законодательство лишь частично удовлетворяет требования ФАТФ. В законодательстве нивелируется роль агентов в банковской системе.

В законе «О НПС» отсутствует четкая формулировка обязанностей платежных агентов. Это вызывает массу вопросов у всех участников банковской системы.

Следует отрегулировать отечественное законодательство, а также:

  • создать уполномоченный орган надзора за деятельностью агентов;
  • разработать систему регистрации и лицензирования посредников;
  • указать минимальные критерии пригодности агентов;
  • регулярно осуществлять проверку биографии руководителей агентов;
  • разработать систему мониторинга деятельности посредников и систему санкций за несоблюдение законодательства.

Внедрение данных предложений даст возможность госорганам получить информацию для построения системы переводов средств, повысит прозрачность деятельности, будет способствовать увеличению конкурентоспособности операторов на рынке.

Вывод

Прежде чем становиться платежным агентом, нужно тщательно настроить бизнес-модель. Она должна четко соответствовать требованиям законодательства.

Организациям, которые уже сотрудничают с посредниками, нужно открыть специальный счет. И принимать средства от агента только через этот транзитный счет.

Источник: https://BusinessMan.ru/bankovskie-platejnyie-agentyi-osobennosti-deyatelnost-i-otzyivyi.html

Об открытии счета оператору приема платежей

Об открытии счета оператору приема платежей

Вопрос

В Банк с просьбой об открытии счета для осуществления расчетов с поставщиками обратился клиент — юридическое лицо, являющееся оператором по приему платежей, в соответствии с определениями, установленными Федеральным законом № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 03 июня 2009 года. Прием платежей от физических лиц осуществляется не самим оператором, а его платежными субагентами в безналичной денежной форме с использованием банковских карт. Расчеты между платежными субагентами и оператором производится также в безналичном порядке, то есть оператор не осуществляет прием наличных денежных средств от плательщиков. Расчеты оператора с поставщиками осуществляются в безналичном порядке.

На каком балансовом счете Банк должен открыть счет платежному агенту для осуществления расчетов с поставщиками в безналичном порядке: 40821, 30214, № 40702?

Мнение консультантов

Консультанты считают правомерным открытие клиенту, исполняющему функции оператора, для осуществления расчетов с поставщиками на балансовом счете 40702 «Счета коммерческих организаций».

Обоснование мнения консультантов

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 103-ФЗ «Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее — прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика [1] денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком [2].

В соответствии с основными понятиями, используемым в Законе № 103-ФЗ и приведенным в статье 2 настоящего закона:

«платежный агентюридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент» (пункт 3);

«оператор по приему платежейплатежный агент — юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц» (пункт 4);

«платежный субагент — платежный агент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц» (пункт 5).

Иными словами, из приведенных выше понятий «оператор по приему платежей» и «платежный субагент», по мнению консультантов, следует вывод, что они входят в категорию «платежный агент».

В рассматриваемой ситуации оператор по приему платежей возложил функцию приема платежей на платежного субагента на основании нормы пункта 7 статьи 4 Закона № 103-ФЗ, в силу которой «Оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц — платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц».

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона № 103-ФЗ платежный субагент для приема платежей:

«должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять прием денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора, предусмотренного частью 1 настоящей статьи»

«обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя».

Следовательно, платежный агент, выполняя обязанность по осуществлению последующих расчетов с оператором по приему платежей, будет перечислять оператору денежные средства, полученные от физических лиц, скорее всего, в безналичном порядке. При этом, руководствоваться платежный агент обязан нормами Положения № 2-П, которое регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами в валюте Российской Федерации и на ее территории.

Кроме того, в тексте вопроса указано, что прием платежей от физических лиц осуществляется платежными субагентами оператора в безналичной денежной форме с использованием банковских карт.

Из формулировки пункта 1.

4 Положения № 266-П однозначно следует, что банковские карты являются видом платежных карт как инструмента безналичных расчетов, предназначенного для совершения физическими лицами, в том числе уполномоченными юридическими лицами (далее — держатели), операций с денежными средствами, находящимися у эмитента.

Таким образом, прием платежным субагентом платежей от физических лиц, осуществляемый с использованием банковских карт, относится к безналичным формам расчетов.

Согласно пункту 4.43.

1 Части II Положения № 302-П балансовый счет 40821 «Платежный агент, банковский платежный агент» — это отдельный банковский счет, открываемый платежным агентам, банковским платежным агентам для учета зачисляемых наличных денежных средств, полученных от плательщиков, и осуществления расчетов при приеме платежей в соответствии с Законом № 103-ФЗ и статьей 13.1 Закона № 395-1.

В тексте вопроса Банком справедливо отмечено, что согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 1 Закона № 103-ФЗ его положения не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке.

Следовательно, применение в полной мере в отношении клиента Банка, исходя из описания ситуации, приведенной в тексте вопроса, понятия «платежный агент» и открытие клиенту Банка балансового счета 40821, на наш взгляд, некорректно.

Назначением балансового счета 30214 «Счета участников расчетов расчетных небанковских кредитных организаций» в соответствии с пунктом 3.

17 Части II Положения № 302-П является «учет средств, депонированных участниками расчетов в расчетной НКО для расчетов по клирингу, отражение результатов клиринга и валовых расчетов».

В связи с этим также некорректным будет и открытие балансового счета 30214.

На основании изложенногоконсультанты считают правомерным открытие клиенту, исполняющему функции оператора, для осуществления расчетов с поставщиками на балансовом счете 40702 «Счета коммерческих организаций».

Считаем необходимым обратить внимание Банка на то, что в силу пункта 11 статьи 4 Закона № 103-ФЗ «Платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», запрещена».

Осуществление отдельных банковских операций организацией, не являющейся кредитной организацией, и индивидуальным предпринимателем регулируется статьей 13.1 Закона № 395-1, которой предусмотрено следующее.

«Кредитная организация вправе привлекать организацию, не являющуюся кредитной организацией, и индивидуального предпринимателя (далее — банковский платежный агент) для принятия от физических лиц денежных средств, направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и бюджетным учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, а также на исполнение денежных обязательств физических лиц по оплате товаров (работ, услуг) или для зачисления на их банковский счет (далее — прием платежей физических лиц), для осуществления операций с использованием платежных карт, а также для передачи кредитной организации при осуществлении операций с использованием платежных карт распоряжений физических лиц об осуществлении расчетов по их банковским счетам и составления документов, подтверждающих соответствующие операции, не связанных с осуществлением физическими лицами предпринимательской деятельности и частной практики.

Банковский платежный агент для осуществления приема платежей физических лиц должен заключить с кредитной организацией договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого банковский платежный агент вправе от своего имени или от имени кредитной организации и за счет кредитной организации осуществлять прием платежей физических лиц, обязан осуществлять последующие расчеты с кредитной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

Деятельность организации, не являющейся кредитной организацией, или индивидуального предпринимателя по приему платежей физических лиц без заключения договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, соответствующего требованиям настоящей статьи либо Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», запрещена.

Банковский платежный агент не вправе передоверить другим лицам осуществление приема платежей физических лиц.

Банковский платежный агент при приеме платежей физических лиц обязан:

1) иметь договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей;

2) соблюдать порядок осуществления приема платежей физических лиц в соответствии с правилами осуществления расчетов в Российской Федерации, установленными Банком России;

3) использовать отдельный банковский счет (счета) для осуществления расчетов по приему платежей».

Документы и литература

1. Закон № 103-ФЗ – Федеральный закон Российской Федерации от 03.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»;

2. Закон № 395-1

Источник: http://bankir.ru/publikacii/20101122/ob-otkritii-scheta-operatory-priema-platejei-8155865/

О привлечении расчетных центров к деятельности по приему платежей граждан

О привлечении расчетных центров к деятельности по приему платежей граждан

С 1 января 2010 года установлена законодательная основа для осуществления деятельности по приему платежей граждан в виде наличных денежных средств в оплату за управление, содержание и ремонт жилого помещения, за коммунальные услуги — Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Организации, осуществляющие прием платежей физических лиц, именуются платежными агентами, а именно — операторами по приему платежей или платежными субагентами.

Все юридические лица, в адрес которых принимаются наличные денежные средства граждан, именуются в ст. 2 Закона №103-ФЗ «поставщиками».

При управлении многоквартирными домами управляющими организациями или ТСЖ, ЖК, ЖСК такие организации становятся поставщиками в отношениях по приему платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги, подлежащие внесению в такие организации.

Если поставщик организует прием платежей граждан с участием платежных агентов (операторов и платежных субагентов), то информация о платежных агентах доводится до сведения потребителей, а также до потребителей доводятся сведения о местах приема платежей платежными агентами.

Оператором по приему платежей (платежным агентом) в рамках Закона №103-ФЗ признается Юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Обращаем Ваше внимание, что в качестве оператора по приему платежей может выступать только юридическое лицо, в отличие от платежного субагента, в качестве которого может выступать не только юридическое лицо, но и индивидуальный предприниматель.

Закон №103-ФЗ не устанавливает каких-либо ограничений в отношении круга юридических лиц, которые могут принять на себя статус оператора по приему платежей, однако устанавливает ряд обязательных требований к таким лицам, выполнение которых позволит им легально осуществлять деятельность по приему физических лиц, в том числе:

  • наличие с поставщиком договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
  • исполнение требований о необходимости обеспечить исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком одним из способов, предусмотренных п.4 ст. 4 Закона №103-ФЗ;
  • исполнение требования о постановке на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке/

Порядок о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, установлен постановлением Правительства РФ от 27.01.2014 N 58. Статьей 4 Закона №103-ФЗ установлены ограничения на проведение операций по специальным счетам платежного агента и поставщика. Но до настоящего времени возникает несколько вопросов, попробуем ответить на них:

Вправе ли поставщик давать платежному агенту поручение перечислять денежные средства, полученные от плательщиков, не на свой специальный счет, а на указанные им банковские счета третьих лиц?

Платежный агент рискует, исполняя поручения поставщика по перечислению полученных сумм на банковские счета третьих лиц, а не на специальный счет поставщика.

Это можно пояснить следующим:

Согласно ч. 16 ст.

4 Закона №103-ФЗ по специальному банковскому счету платежного агента можно осуществлять операции по списанию денежных средств:

  • на специальные банковский счет платежного агента или поставщика;
  • на банковские счета.

Последний пункт разрешает списание средств со специального счета агента на банковские счета, но не уточняет, чьи это могут быть счета. Точно так же ч.19 ст. 4 по специальному банковскому счету поставщика разрешено списание денежных средств на банковские счета. Эти нормы, казалось бы, не устанавливают препятствий для списания средств со счетов со стороны закона, и на вопрос следует ответить утвердительно. Плюс официальных разъяснений по данному поводу не поступало. Также в ч. 18 ст. 4 Закона №103-ФЗ сказано: поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами. Становится ясно, что денежные средства со специального счета платежного агента могут быть перечислены поставщику только на его специальный счет. Что позволит проследить движения сумм. Однако в Законе не указано, что все поступившие от плательщиков суммы должны быть переданы агентом поставщику, наоборот, их списание со специального счета поставщика на банковские счета допускается.

Вместе с тем есть примеры, когда арбитры посчитали нарушением такие действия платежного агента (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 по делу А65-1504/2013 и т.д.).

Вправе ли поставщик, получивший от платежного агента на свой специальный счет денежные средства, непосредственно с него перечислять их на банковские счета третьих лиц?

Запрета на перечисление денежных средств подрядчикам и РСО непосредственно со специального счета управляющих организаций (ТСЖ) нет.

Право поставщика осуществлять расчеты с третьими лицами напрямую со специального счета, не затрагивая расчетный счет законно, так как поступившие от плательщиков денежные средства уже получены от платежного агента, то есть можно отследить их движение до конечной точки – поставщика услуг.

Порядок осуществления деятельности платежных агентов от своего имени или от имени Поставщика?

Положения Закона №103-ФЗ предусматривают право платежного агента и поставщика, а также платежного субагента и оператора заключить договор, в котором условия осуществления платежным агентом деятельности по приему платежей от своего имени или от имени Поставщика, определяются мерой ответственности платежного агента (платежного субагента) перед Поставщиком (оператором) и условиями финансовых расчетов между ними. Однако, такие договоры не имеют отношения к агентским договорам, регулируемым Гражданским Кодексом РФ.

Может ли платежный агент одновременно быть банковским платежным агентом?

Следует отметить, что платежный агент может быть и банковским платежным агентом.

В указанном случае порядок (первичность отношений в которые вступает агент по приему платежа) и ограничения деятельности таких агентов должны устанавливаться условиями договоров, заключаемых платежным агентом с поставщиком и с банком, при этом такие условия одного договора не должны противоречить соответствующим условиям другого договора.

Двойное вознаграждение за прием одного платежа агент получать не должен.

Может ли платежный агент не иметь свои кассы и заключать договор с платежным субагентом, который имеет кассы, если в соответствии с п.12 ст. 4 Закона №103-ФЗ платежный агент обязан использовать ККТ?

Закон №103-ФЗ регулирует деятельность по приему наличных платежей физических лиц.

В соответствии с Законом наличные платежи может принимать непосредственно оператор (платежный агент) или непосредственно платежный субагент.

И при принятии платежей платежным субагентом такие платежи смогут поступить только на счет оператора. П.12 ст.

4 Закона №103-ФЗ обязывает платежного агента использовать ККТ только при осуществлении наличных денежных расчетов.

Таким образом Закон №103-ФЗ допускает отношения, когда оператор не имеет своих касс, а заключает договор с платежным субагентом, который обязан иметь ККТ.

Может ли оператор иметь платежным субагентом –Банк? Какое законодательство распространяется в этом случае на Банк №103-ФЗ или Закон о банках?

Банк может быть платежным субагентом.

В указанном случае на него распространяется Закон №103-ФЗ, однако принимая денежные средства граждан (в части требований об идентификации физических лиц), банк обязан руководствоваться банковским законодательством.

Принимая платежи граждан, как платежный субагент, банк должен руководствоваться требованиями Закона №103-ФЗ к кассовому чеку и полученные платежи обязан перечислять на счет оператора.

Как работает норма п.2 ст.3 Закона №103-ФЗ «платежный агент вправе при приеме платежей взимать с плательщика вознаграждение…» и одновременно норма п.1 ст.

4 Закона №103-ФЗ, в соответствии с которой оператор осуществляет прием платежей «за счет поставщика» — здесь возникает дополнительное вознаграждение у агента?

Порядок выплаты вознаграждения платежному агенту устанавливается договором.

Закон №103-ФЗ допускает, что вознаграждение может оплачиваться только поставщиком или только плательщиком, или и поставщиком, и плательщиком.

Такие условия действия агента изначально определяет поставщик, а окончательные условия устанавливаются договором.

Как правильно оформить кассовый чек, если гражданин приносит платежному агенту плату по расчетному документу в адрес нескольких поставщиков, например — за кабельное телевидение, за воду, за тепловую энергию, за радио и т.д.?

Кассовый чек, содержащий информацию по оплате услуг в адрес нескольких поставщиков, должен: указать информацию о платежном агенте; информацию, которая является общей для всех поставщиков; отдельно указать информацию, имеющую отношение к каждому поставщику.

Если комиссия взимается общей суммой, то она должна быть показана по каждому платежу отдельно.

Прием платежей по банковским картам – наличный или безналичный расчет?

Операции по приему платежей по банковским картам относятся к безналичному расчету и не могут осуществляться операторами.

Если оператор не принимает наличные платежи граждан, а заключает договор с платежным субагентом – банком, надо ли оператору вставать на учет в Росфинмониторинге?

Оператор обязан встать на учет в Росфинмониторинге вне зависимости от приема наличных денежных средств, поскольку такое требование установлено Законом №103-ФЗ и необходимо в целях осуществления контроля деятельности оператора как платежного агента.

Закон №103-ФЗ п.5. «Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке».

Может ли оператор открыть один счет для приема платежей в адрес нескольких поставщиков?

Оператор может открыть один счет для приема платежей в адрес нескольких поставщиков, если такое условие допускается договором с каждым поставщиком. Банк вправе запросить у оператора договор на прием платежей от поставщиков.

Является ли такой счет специальным или расчетным?

Такой счет не относится к специальным, является расчетным, а следовательно, на сегодняшний день с этого счета могут проводиться операции по расчетам, относящиеся к деятельности оператора, и с этого счета возможно списание средств по долгам оператора в случае соответствующих взысканий, допускаемых законодательством.

При способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, кто должен начислять взносы на капитальный ремонт, выставлять платежные документы и осуществлять сбор данных взносов с юридических лиц (нежилых помещений) и муниципального образования (муниципальные квартиры), в случае когда собственники поручили данные функции расчетно-кассовому центру?

При выборе способа управления МКД управление управляющей организацией при принятии собственниками помещений решения о способе формирования фонда капитального ремонта (ФКР) на специальном счете, именно управляющая организация является ответственным лицом за проведение работ по капитальному ремонту, поэтому управляющая организация осуществляет выставление платежных документов, их доставку а также взыскание задолженности по взносам в судебном порядке (в отличие от случая формирования ФКР на счете регионального оператора, когда в ч.1 ст.171 ЖК РФ прямо указано на то, что платежные документы представляются региональным оператором).

Источник: http://np-gkh.ru/analitika-zhkh/privlechenie-raschetnykh-centrov-k-dejatelnosti-po-priemu-platezhej-grazhdan

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть