экологическое лицензирование — объекты и субъекты цели и задачи виды экологических лицензий

Экологическое лицензирование: понятие и виды, оформление и выдача лицензии

Экологическое лицензирование - объекты и субъекты цели и задачи виды экологических лицензий

Экологическое лицензирование — это один из самых эффективных и актуальных методов охраны и сохранения природных ресурсов, что позволяет вести над ними постоянный контроль и регулировать вопросы незаконной вырубки лесов, добычи полезных ископаемых или истребления редких животных.

Главное его предназначение – обеспечение безопасной и рациональной деятельности предприятий, способных нанести вред экологическому состоянию территорий и здоровью граждан.

Понятие и назначение

Экологическое лицензирование – это право на использование природных ресурсов (вод, земель, недр и лесов) в ходе производства с указанием природоохранных отягощений и правил рациональной с экологической точки зрения деятельности. В первую очередь оно необходимо для того, чтобы максимального ограничить вред от токсичных отходов и выбросов мусора, без которых не обходится ни одно производство.

Процесс оформления и выдачи разрешений основывается на следующих законах и правоустанавливающих нормах:

  • Закон «О животном мире».
  • «Об охране вод».
  • «Об использовании земель и недр».
  • «Об охране окружающей среды».

Субъекты лицензирования – это физические и юридические лица, желающие получить разрешение на косвенное использование природных ресурсов в ходе производства.

Объекты лицензирования – природные ресурсы, которые принадлежат государству и его гражданам, целостность которых находится под опекой природоохранных органов.

Виды лицензий

Разрешения выдаются индивидуально по каждому из видов деятельности:

  • Использование недр. Наличие данного документа дает право на поиск и добычу полезных ископаемых, а также на проведение геологических и сейсмологических исследований.
  • Лицензия на работу с металлами. Необходима в случае любых манипуляций с металлами: хранение, транспортировка, переплавка и т. д.
  • Геодезические исследования. Разрешение на полевые работы на участке с указанием используемых геодезических инструментов и проведенных процедур (установка марок, реперов и передвижных точек).
  • Использование наземных вод и подземных скважин. Разрешение необходимо в случае исследования подземных источников, а также для свободного выкачивания вод из природных водоемов.
  • Картографическая деятельность. Исследование территорий для создания и оформления топографических материалов также требует получения специальной лицензии.

Все нюансы оформления лицензии на деятельность по обращению с отходами рассмотрены на следующем видео:

Виды деятельности, подлежащие лицензированию

Деятельность, полностью или частично основанная на использовании природных ресурсов, наносит ущерб государству и его гражданам, а также несет экологическую угрозу, способную нанести вред здоровью жителей, проживающих на смежных территориях. Именно поэтому любая деятельность, связанная с эксплуатацией данных ресурсов должна проходить в соответствии с законом и регулироваться правовыми нормами.

Выделяют две основные группы, подлежащие обязательному лицензированию. К первой относятся виды деятельности, непосредственно связанные с эксплуатацией природных недр, а именно:

  • вырубка и использование лесов;
  • земледелие;
  • использование природных водоемов для ловли рыбы и выкачивания воды;
  • утилизация, выбросы или хранение вредных и токсичных отходов, мусора, остатков производства и других веществ;
  • картографические и геодезические исследования земель;
  • геологическое и геоморфологическое обследование недр;
  • мониторинг и наблюдение за экологической ситуацией;
  • организация спортивной ловли рыбы или соревнований по охоте;
  • сбор, обработка и продажа лечебных и других дикорастущих трав и цветов;
  • вылов диких животных;
  • деятельность экологических организаций по охране природы.

Во вторую группу входят виды деятельности, которые косвенно связаны с использованием природных ресурсов и загрязняют окружающую среду в ходе производства:

  • транспортировка грузов, которые могут нанести вред окружающей среде;
  • добыча, обработка и хранение нефтепродуктов;
  • проектирование и строительство на землях природоохранного значения;
  • производство, хранение, а также использование токсичных веществ, предназначенных для истребления крыс и других паразитов;
  • транспортировка и хранение военной техники;
  • производство веществ, способных провоцировать инфекционные и другие заболевания человека и животных.

Данная классификация позволяет тщательно вести учет и контроль над эксплуатацией природных ресурсов, поскольку он ведется не только уполномоченными государственными органами, но и природоохранными организациями.

Необходимые документы и порядок выдачи

Процесс оформления и выдачи экологической лицензии начинается со сбора и систематизации всей необходимой информации. Это очень важный этап, ведь к перечню документов предъявляются большие требования, а наличие всей необходимой информации обязательно.

В бланке заявления физические лица должны указать:

  • свое имя, фамилию и отчество;
  • серию и номер паспорта;
  • идентификационный номер;
  • место прописки и проживания;
  • место работы и должность;
  • срок, на который требуется получить разрешительную лицензию.

Юридические лица должны предоставить полную информацию о своей компании:

  • данные владельцев;
  • адрес;
  • наименования и виды деятельности;
  • контакты юристов, банка и номер счета, по которому будет идти оплата за оформление разрешения.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • чек об оплате за предоставленные юридические услуги и подачу заявления;
  • документы, подтверждающие юридическую деятельность предприятия, или же заверенные штампом юриста копии;
  • заверенное подтверждение регистрации компании в государственной системе;
  • справка из налоговой службы.

Это основной перечень документов, который в зависимости от конкретной ситуации может быть дополнен следующими материалами:

  • Данные о специалистах и сотрудниках компании, отвечающих за виды деятельности, попадающих под лицензирование, а также документы, подтверждающие их квалификационный уровень подготовки (аттестаты, дипломы и др.). В случае, если документы не будут предоставлены, персонал пройдет аттестацию в обязательном порядке.
  • Данные о техническом и нормативно-правовом обеспечении производства, особенно если речь идет о хранении и изготовлении опасных и токсичных веществ.
  • Обоснование необходимости использования природных недр и земель с экологической точки зрения.

Когда все необходимые документы вместе с заявлением будут предоставлены в соответствующий орган для регистрации, они поступают на очередь к рассмотрению.

В течение 30 рабочих дней орган, ответственный за ведение лицензионной деятельности, обязан вынести решение по делу.

В случае, если проверка информации требует больше усилий и дополнительного времени, этот срок может быть продлен до 90 дней, но не дольше.

Отказ в выдаче лицензии должен иметь законные основание и существенные причины, указанные в письменном виде. Существенным поводом для отказа может стать одно из нарушений:

  • Неверность предоставленной информации – умышленно или случайно.
  • Недостаточный профессиональный уровень персонала, не прошедшего аттестацию.
  • Экспертное заключение, не подтверждающее наличие необходимой технической и нормативно-правовой базы для безопасной деятельности предприятия.

лицензии

Перечень информации, которая должна быть указана в разрешении, постановлен законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и состоит из следующих пунктов:

  • Данные о юридическом или физическом лице, которому оно выдано.
  • Сроки начала и окончания действия лицензии.
  • Вид использования окружающей среды, на который дается разрешение.
  • Условия и ограничения природоохранной деятельности предприятия.
  • Номенклатура документа и дата выдачи.

Лицензия вступает в силу с момента ее выдачи и до окончания срока, указанного в заявлении. Минимальный срок действия – 3 года, но в особых случаях он может быть сокращен. По окончанию действия документ необходимо продлить в том же порядке, в котором он выдавался в первый раз.

В случае, если владелец разрешения не придерживается указанных в нем условий, оно может быть аннулировано той организацией, которой было выдано. Также документ ликвидируется после смерти физического лица или после прекращения существования предприятия.

Источник: http://ZnayDelo.ru/document/licenziya/ekologicheskaya.html

Экологическое лицензирование

Экологическое лицензирование

Экологическое лицензирование — система регулирования природопользования посредством экологических регламентаций и ограничений.

Постановление Правительства Российской Федерации “О лицензировании отдельных видов деятельности” от 24.12.1994 г.

№ 1418 является основой для обеспечения единой государственной политики в области лицензирования отдельных видов деятельности и защиты жизненно важных интересов личности общества и государства.

Общее методическое руководство деятельности органов, осуществляющих выдачу лицензий, возложено на Министерство экономики России.

При этом предусматривается, что ведение лицензионной деятельности на платной основе осуществляется с учетом положений о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством в настоящее время лицензируются следующие виды деятельности в области охраны окружающей среды:

— деятельность по обращению с опасными и другими видами отходов;

— пользование недрами;

— пользование водными объектами.

Лицензирование является одним из важных инструментов, регулирующих права природопользователей, служащих для установления правовых основ использования и охраны природных объектов, возобновимых и невозобновимых природных ресурсов, расположенных на территории Российской Федерации и обеспечивающих экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. При осуществлении лицензирование должны учитываться состояние природных объектом, наличие природных ресурсов, а также потребность и них и цели их использования [4]. Лицензия считается действительной, если она прошла государственную регистрацию в установленном порядке.

Одновременно с получением лицензии заключается договор на пользование природным объектом, и котором указываются следующие условия: сроки действия лицензии; порядок продления либо досрочного прекращения права пользования природным объектом; размер и порядок внесения платежей за пользование природным объектом; ответственность сторон за неисполнение требований заключенного договор.

При несоблюдении природопользователем условий и требований, установленных в лицензии и договоре на пользование природным объектом, ограниченности природных ресурсов, использования не по целевому назначению или при необходимости использования природных объектов для государственных или муниципальных нужд, права природопользовителя могут принудительно прекращаться.

Отношения по поводу отдельных видов природных ресурсов регулируются соответствующими кодексами Российской Федерации. Так, например, ст.

48 Водного кодекса РФ устанавливает, что лицензия на водопользование является актом специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, который признается одним из оснований возникновения прав пользования водными объектами. Лицензия на водопользование может вы- даваться одновременно для осуществления нескольких целей использования водных объектов. В качестве примера приведем содержание лицензии на водопользование соответствии с Водным кодексом РФ (Водный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой от 18.10.1995 г.).

Лицензия на водопользование должна содержать:

— сведения о водном объекте, водопользователе, водопотребителях, лимитах водопользования, обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям;

— указания на способы и цели использования водного объекта; пространственных границ (координат) предоставляемого в пользование водного объекта или его части, а при необходимости мест забора (сброса) воды;

— сроки действия лицензии;

— требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей природной среды.

В настоящее время особое внимание уделяется вопросам регулирования обращения с отходами производства и потребления с учетом их ресурсной ценности, и опасности и контроля за их использованием.

В России накоплено свыше 80 млрд. т отходов, ежегодно их образуется еще около 5 млрд. т, то есть количество отходов заметно превышает объёмы получаемого (добываемого) первичного сырья и материалов [2].

Любое промышленное производство создает отходы: отходы актуальные, которые образуются в процессах производства, и отходы потенциальные, когда изделия и продукция производства по истечении сроков годности и эксплуатации или из-за брака переходят в отходы.

Это говорит о возрастающем значении проблем, связанных с отходами, и указывает на необходимость скорейшего решения задач, возникающих на этапах сбора, хранения, транспортирования, комплексной переработки, с захоронением или уничтожением неутилизируемой части опасных и других от ходов.

Принятый Госстандартом РФ ГОСТ Р 51769-200 “Ресурсосбережение. Обращение с отходами” определяет требования к региональной системе регулирования работ с отходами на основе их паспортизации и сертификации.

Лицензированию подлежат такие виды деятельности по обращению с отходами, в результате которых юридические и физические лица получают прибыль, например транспортирование, переработка, складирование, захоронение, уничтожение отходов и т. п. Для принятия решения о выдаче лицензии проводится экспертиза соответствующего предприятия, при этом проверке подлежит наличие организационно-технических возможностей и материально-технического оснащения для выполнения заявленных видов деятельности, компетентность персонала в проведении заявленных действий, а также в случае возникновения нештатной(аварийной) ситуации.

Экологическое страхование

Согласно Российскому законодательству страхование определяется как отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении предусмотренных событий за счёт денежных средств (фондов), которые создаются из уплачиваемых ими страховых взносов.

Применительно к Закону РФ о страховании, экологическим страхованием следует считать также отношения, направленные на защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении экологически неблагоприятных обстоятельств за счёт денежных фондов, создаваемых страхователями.

Необходимость подобного страхования в принципе предусмотрена ст. 23 Закона РФ “Об охране окружающей природной среды”.

Закон допускает обе формы страховых отношений — обязательную и добровольную, но называет лишь один вид страховых отношений — страхование физических и юридических лиц, объектов, их собственности и доходов на случай экологического или стихийного бедствия, аварий и катастроф.

В соответствии с ГК РФ страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счёт денежных фондов, формируемых из уплачиваемых страховых взносов (страховых премий).

Минприроды России и Российская государственная страховая компания утвердили в 1992 г. Положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации. Положение вводит новый вид экологического страхования, отличный от указанного в Законе.

Страхователями выступают причинители вреда (предприятия, потенциально опасные для аварий и катастроф), которые в силу непреднамеренных обстоятельств, приведших к авариям и катастрофам, вынуждены нести расходы для удовлетворения претензий граждан и юридических лиц по возмещению нанесенного им ущерба.

Таким образом, цель экологического страхования — предоставление страховой защиты имущественных интересов третьих лиц от непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей среды.

Страхователями здесь являются предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, имеющие производственные мощности на территории России.

Обычно это предприятия, которые представляют объективную потенциальную опасность для возникновения аварийных ситуаций или катастроф (химические заводы, атомные реакторы, нефтегазопроводы, транспорт). Страхование является добровольным.

Поэтому страхователи заключают договор с государственной страховой компанией, где предусматривается страховая оценка договора, страховые платежи, порядок и условия их выплаты.

Страховая оценка в добровольном экологическом страховании — это размер годового оборота предприятия, т.е. выручка от реализации продукции и оказание услуг.

Страховые платежи уплачиваются по тарифным ставкам, которые устанавливают в процентах от годового оборота предприятия.

Объектом экологического страхования в этом случае является риск имущественной ответственности, который выражается в предъявлении страхователю имущественных претензий о возмещении ущерба за загрязнение земель, вод, воздуха в результате наступления страхового события.

Страховым, событием в данном виде экологического страхования является внезапное, непредвиденное нанесение ущерба окружающей среде, в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению почвы, сбросу сточных вод.

Непременным условием наступления страхового события (а, следовательно, и выдачи страхового вознаграждения) являются два фактора: внезапность, что лишает возможности принять защитные меры до наступления события, и непреднамеренность, т.е.

отсутствие умысла со стороны предприятия-загрязнителя.

Отсутствие данных условий (например, предприятие неоднократно предупреждалось о возможности аварии или, зная о потенциальной опасности аварии, проявило медлительность, самонадеянность в её предотвращении) лишает права на страховое возмещение.

Потерпевшие ущерб граждане и юридические лица в таком случае обращаются в суд в порядке искового производства.

Иск о возмещении причиненного ущерба суд, арбитражный суд должен рассматривать, опираясь на ст.

88 Закона РФ “Об охране окружающей природной среды”, которая конкретизирует гражданско-правовую ответственность за причиненный вред источниками повышенной опасности.

Страховое возмещение выплачивается страхователю в размере, который обусловлен заключенным договором. Оно включает в себя несколько показателей:

  • компенсацию ущерба;
  • выплату убытка от ухудшения условий жизни и окружающей среды;
  • компенсацию расходов по очистке территории, по спасению жизни и имущества.

Страховщик может отказать в выплате страхового возмещения в нескольких случаях. Например, при невыполнении страхователем предупредительных мер по требованию страховщика; при небрежности страхователя в выполнении своих обязанностей после наступления страхового события.

Все споры, возникающие в связи с реализацией договора экологического страхования, решаются в суде.

Страхователь заинтересован в повышении своей экологической безопасности, так как с ростом вероятности аварий растут и ставки страховых взносов.

Кроме того, в виде поощрения безаварийности страхователь получает ряд экономических льгот – льготные условия продления страхового договора, привлечение дополнительных ресурсов из резерва предупредительных мероприятий страховщика на проведение природоохранных работ[3]. .

В снижении природоохранного риска заинтересован и страховщик, который принимает предупредительные меры, организует проведение экологического аудита состояния страхователя.

Страховщик может расходовать часть резерва предупредительных мероприятий на экологическое аудирование страхователя, улучшение службы мониторинга окружающей среды и другие экологические нужды.

В связи с этим возрастает роль экологического аудирования для целей экологического страхования, т.к.

только в результате аудита можно ответить на два важных вопроса: вероятность экологической аварии на конкретном объекте, включенном в систему экологического страхования, и какова величина убытков, которые могут быть причинены реципиентам в результате экологической аварии.

Экологическая сертификация

Экологическая сертификация представляет собой деятельность по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям. При этом под экологическими понимаются требования, установленные в законодательных и иных нормативно-правовых актах в области охраны окружающей среды.

Подтверждение соответствия осуществляется либо в обязательной форме (обязательная сертификация или декларирование соответствия), либо в добровольной форме (добровольная сертификация).

В отличие от российской практики, за рубежом подтверждение соответствия преимущественно осуществляется в форме декларирования соответствия.

Однако при этом, согласно директивам ЕС о “новом” и “глобальном” подходах, в европейской практике почти всегда предполагается участие третьей стороны, что и обеспечивает необходимую степень ответственности изготовителя за экологическую безопасность продукции.

Для экологически опасной продукции требуется более значительный объём доказательной базы, чем для менее опасной продукции.

С помощью экологической сертификации решается ряд важных задач по обеспечению рационального использования природных богатств, охраны окружающей среды и здоровья людей от вредного воздействия потенциально экологически опасной продукции или услуг.

Объектами обязательной сертификации по экологическим требованиям являются:

  • предприятия, производства (в том числе опытно-экспериментальные);
  • продукция, использование которой может причинить вред окружающей среде;
  • отходы производства и потребления, обращение с ними;
  • системы управления охраной окружающей среды (системы экологического менеджмента).

В соответствии со ст. 31 федерального закона РФ “Об охране окружающей среды” от 10.01.2002 г. № 7- ФЗ экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации.

Источник: https://lektsia.com/5x4f3f.html

Экологическое лицензирование

Экологическое лицензирование

Лицензирование является одним из наиболее широко используе­мых административно-правовых инструментов в области природо­пользования и охраны окружающей среды.

О нем можно говорить как о разветвленной разрешительной системе, подразумевая под ней совокупность органов экологического управления, обладающих пол­номочиями давать и аннулировать лицензии (разрешения), процессу­альных порядков выдачи (изменения условий, аннулирования) лицен­зий, материально-правовых норм, регулирующих содержание и усло­вия лицензий. В законодательстве и в литературе часто встречаются два термина — «лицензирование» и «разрешение», иногда один из них берется в скобки. В принципе отсутствует внятное разъяснение разли­чий между этими двумя терминами; их употребление, видимо, связа­но с традициями, как и некоторых специфических названий для от­дельных лицензий (лесорубочный билет, ордер, лесной билет).

Лицензирование можно классифицировать на несколько групп по различным критериям. Так, по объекту лицензирования выделя­ется группа лицензий (разрешений) на: 1) природопользование, т. е.

определяющих права и обязанности природопользователя при экс­плуатации природного ресурса, изъятии его из окружающей среды, условия этой деятельности, ограничения, параметры используемого природного ресурса (например, видовую принадлежность, возраст, пол добываемых охотничьих животных, их количество и т.д.); 2) осуществление видов деятельности, связанной с самим фактом существования природного ресурса (например, морская разведка минеральных и живых ресурсов континентального шельфа); 3) ока­зание воздействий на окружающую среду и ее компоненты (нега­тивное — например, на выброс вредных веществ в атмосферу или по­зитивное — на природоохранительную деятельность).

По видам деятельности, осуществляемой на основании разреше­ния, лицензии, они делятся на полученные для удовлетворения личных нужд, для осуществления хозяйственной (предпринимательской) дея­тельности в целом или ее этапа, на связанные с изъятием и полным использованием предмета лицензии и связанные с извлечением, ис­пользованием полезных свойств или части предмета лицензии, и т. п.

Следующий классификационный критерий — это сфера лицензи­рования. По нему выделяются лицензии (разрешения) на пользова­ние или иную деятельность в отношении недр, земель, вод, атмо­сферного воздуха и т. п.

Наконец, можно принять во внимание субъекта выдачи лицен­зий: лицензии, выдача и контроль за использованием которых осу­ществляются органом экологического управления единолично, и ли­цензии, которые выдаются таким органом по согласованию с ины­ми специально уполномоченными в области охраны окружающей среды и природопользования органами.

По формальному признаку — названию документа — выделяются две большие группы — лицензии и разрешения.

По субъектам пользования лицензии разделяются на выдаваемые российским физическим и юридическим лицам и иностранным фи­зическим и юридическим лицам, а также международным организа­циям и государствам.

В связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. (СЗ РФ, 2001, №33, ст.

3430) по критерию иапичника права можно выделить лицензирование деятельности, производимое в соответствии: 1) с этим Законом, например, по эксплуатации хими­чески опасных производственных объектов, уничтожению химиче­ского оружия, деятельность, связанная с использованием возбудите­лей инфекционных заболеваний, производством дизинфекционных средств и т.п. (ст. 17) и на основании отдельных Положений об этих видах лицензирования; 2) в соответствии с иными общими, спе­циальными экологическими федеральными законами (кодексами) и принятыми на их основе положениями о лицензировании; объем этой группы также велик, поскольку действие Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» не распростаняет-ся на использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира, а также на дея­тельность, работы и услуги в области использования атомной энер­гии. В связи с этим возникает много вопросов, в первую очередь ка­сающихся регулирования разрешительной системы в областях приро­допользования и использования атимной энергии, которые должны быть решены законодателем в самое ближайшее время.

Лицензия — официальный документ, который разрешает опреде­ленному лицу (лицам) осуществление указанного в нем вида дея­тельности в течение установленного срока, а также определяет усло­вия его осуществления.

Российское законодательство устанавливает следующие виды ли­цензий на осуществление деятельности на континентальном шель­фе: а) лицензии на его региональное геологическое изучение, на по­иск минеральных ресурсов, на разведку и разработку минеральных ресурсов, включая лицензии на основе соглашений о разделе про­дукции; б) лицензии на промысел живых ресурсов; в) разрешения на создание искусственных островов, установок и сооружений;

г) разрешения на проведение морских, научных исследований;

д) разрешения на захоронение отходов и других материалов; е) раз­ решения на прокладку подводных кабелей и трубопроводов; ж) раз­

решения на проведение буровых работ.

Законом установлено обязательное лицензирование деятельно­сти в исключительной экономической зоне РФ.

Лицензии выдаются на вылов (добычу) живых ресурсов: а) в научно-исследовательских и контрольных целях для оценки состояния их запасов и для опреде­ления общего допустимого улова (ОДУ); б) для их воспроизводства и акклиматизации; в) в учебных и культурно-просветительных целях; г) на разведку и промысел; д) на товарное выращивание живых ре­сурсов; е) на искусственное их воспроизведение; ж) на любитель­ский и спортивный вылов (добычу) живых ресурсов исключитель­ной экономической зоны. Разрешения выдаются на: а) проведение ресурсных исследований; б) проведение морских научных исследо­ваний; в) сброс вредных веществ и захоронение отходов и других материалов с судов, летательных аппаратов и т. п.; г) разведку и раз­работку неживых ресурсов. Кроме того, выдаются лицензии на про­изводство энергии путем использования приливов, течений и ветра. Лицензия на водопользование — это документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование водным объектом или его ча­стью в течение установленного срока на определенных условиях. Та­кие лицензии бывают нескольких видов — в области использования и охраны поверхностных, подземных и трансграничных (погранич­ных) водных объектов; собственно лицензии на водопользование, по которым возникают права пользования водными объектами, и распорядительные лицензии, по которым осуществляется переход права пользования водными объектами от одного лица к другому. Для осуществления специального водопользования требуются полу­чение лицензии и заключение договора, для осуществления особого водопользования — получение решения уполномоченного органа. Для осуществления общего водопользования, а также использования водных объектов для плавания на маломерных судах, разовых поса­док (взлетов) воздушных судов, для пожарных нужд и забора воды из одиночных скважин и колодцев с помощью бытовых насосов, пользования обособленными водными объектами получения лицен­зии не требуется.

По целевой направленности видов осуществляемой деятельности лицензии разделяются на получаемые для водопользования в целях забора воды, для целей гидроэнергетики, для использования поверх­ностных водных объектов без изъятия воды, для сброса сточных вод, для добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля, буровых и иных работ, связанных с недропользованием.

Лицензирование лесопользования. Деятельность по использованию лесного фонда подлежит лицензированию и осуществляется на ос­новании: 1) лесорубочного билета, 2) ордера или 3) лесного билета.

Выдача лесорубочного и (или) лесного билета производится при наличии договоров: аренды участка лесного фонда, безвоз­мездного пользования, концессии, а также в установленных зако­ном случаях — протокола о результатах лесного аукциона или реше­ния органа власти субъекта РФ. Они выдаются лесопользователю ежегодно на осуществление только тех видов деятельности, кото­рые указаны в соответствующем договоре. Лесорубочный би­лет — документ, предоставляющий лесопользователю право на заго­товку и вывоз древесины, живицы и второстепенных лесных ресур­сов. Лесной билет — документ, предоставляющий право на побочное лесопользование. Ордер выдается лесничеством на осно­вании имеющегося у него лесорубочного билета и является доку­ментом на право осуществления отдельных видов заготовки и вы­воза древесины, заготовки второстепенных лесных ресурсов. По ордеру лесничество может производить отпуск древесины на кор­ню мелкими партиями в порядке уборки валежной, сухостойной и буреломной древесины.

Лицензия на пользование недрами — это официальный документ в форме государственного разрешения, оформляемый на бланке установленной формы с гербом РФ и необходимыми текстовыми, графическими и иными приложениями, удостоверяющий право на пользование участком недр в определенных границах, с указанием его целей, сроков и условий. Лицензии на пользование недрами выдаются для: а) проведения работ по геологическому изучению недр; б) разработки месторождений полезных ископаемых; в) ис­пользования отходов горнодобывающей промышленности и свя­занных с ними перерабатывающих производств; г) использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; д) об­разования особо охраняемых геологических объектов; е) сбора па­леонтологических, минералогических и иных коллекционных мате­риалов.

Лицензия на пользование животным миром — официальный доку­мент, удостоверяющий законность полученного разрешения пользо­ваться животным миром указанному в ней лицу (лицам) и в уста­новленном порядке распоряжаться добытыми объектами животного мира. Эти лицензии разделяются на долгосрочные и краткосрочные (именные разовые).

Российское законодательство устанавливает порядок и иных ви­дов лицензирования, например в области мелиорации земель, осуще­ствления экологического аудита, гидрометеорологии и мониторинга

окружающей среды, сбора и реализации сырья из дикорастущих ле­карственных растений и многие другие. Особое место занимает лицен­зия на комплексное природопользование. В соответствии со ст.

18 Закона «Об охране окружающей природной среды» такая лицензия содержит указания на виды, объемы и лимиты хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов, а также на экологические требо­вания, при которых допускается использование природных ресурсов и последствий их несоблюдения. Она подразумевает и заключение договора на комплексное природопользование, в котором предусмат­риваются условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователей, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возме­щение вреда, порядок разрешения споров.

Таким образом, сфера реализации норм об экологическом ли­цензировании весьма широка. В нее вовлечены многочисленные субъекты, как выдающие лицензии и контролирующие их соблюде­ние, так и заявители (природопользователи).

Источники права.

Это обширнейший круг экологических законо­дательных и подзаконных актов, в том числе таких крупных, как Вод­ный и Лесной кодексы, Федеральные законы «О континентальном шельфе» и «Об исключительной экономической зоне РФ», многочис­ленные положения, утвержденные Правительством РФ, например Правила предоставления в пользование водных объектов, находящих­ся в государственной собственности, установления и пересмотра ли­митов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и рас­порядительной лицензии (от 3 апреля 1997 г.—СЗ РФ, 1997, №4, ст. 1636) и др., а также Федеральный закон «О лицензировании от­дельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. (СЗ РФ, 2001, №33, ст. 3430). Ответственность за нарушение правил экологического ли­цензирования предусмотрена УК РФ (некоторые составы незаконной охоты и незаконной добычи водных биоресурсов и др.) и многими статьями КоАП РСФСР (а также проектом КоАП РФ). В актах, регу­лирующих организацию и порядок деятельности органов экологиче­ского управления, регламентируются их функции (компетенция) по лицензированию и определяются его виды.

Рекомендуемая литература:

Источник: http://pdnr.ru/b4815.html

Экологическое лицензирование, Лицензия на отходы

Экологическое лицензирование, Лицензия на отходы

Классификация экологического права природопользования в зависимости от наличия разрешительной документации определяет два вида возможности использования природных ресурсов человеком и обществом: право специального природопользования и право общего природопользования.

Право общего природопользования позволяет всем гражданам РФ пользоваться бесплатно и свободно природной средой страны. Это гарантированная законом для всех граждан возможность. Такое природопользование не требует специального разрешения.

Специальное природопользование производится на основе полученных разрешений от компетентных органов государства. Так  использование земельного участка для жилищного или иного  строительства уже требует оформления документов на земельный участок, на сооружение здания или других построек.

В Российской Федерации существует один из эффективных способов, обеспечивающих охрану окружающей среды – экологическое лицензирование.

Оформление лицензии требуется при возникновении права пользования объектами животного мира, участком недр, участком лесного фонда, комплексного природопользования.

Оно предусматривает выдачу специальных документов разрешительного характера на пользование индивидуальными предпринимателями, юридическими и физическими лицами отдельными видами природных ресурсов, относящихся к общественному достоянию.

В разрешительном документе экологического лицензирования  указывается вид и объём деятельности в области пользования природными ресурсами и хозяйственной деятельности.

Определяются  экологические требования, направленные на ограничение вредных воздействий и предусматриваются  вероятные последствия, если происходит нарушение требований.

Экологическая лицензия направлена на законное осуществление безопасной деятельности предприятия.

Экологическое лицензирование предусматривает разные виды разрешительных документов, например:

  • При оформлении разрешения на комплексное природопользование выдается, как правило, лицензия;
  • Если речь идет о предельно допустимых выбросах в атмосферу вредных веществ, то происходит оформление разрешения;
  • Для того чтобы осуществить законную вырубку леса или других зеленых насаждений требуется оформить лесорубочный билет или иначе – ордер;
  • Экологическое лицензирование предусматривает анализ деятельности и возможностей соискателя  исполнять экологические нормы,  предусматривает оформление разрешения  не только на природопользование, но и на осуществление других хозяйственных работ на указанных в документе природных объектах.

Экологическое лицензирование основывается на множестве законом и подзаконных актах, в том числе это следующие законодательные документы:

  • ФЗ № 128 «О лицензировании отдельных видов деятельности» года выпуска 2001;
  • С 3 ноября 2011 года ему на смену придет новый ФЗ № 99, имеющий аналогичное название. Виды лицензирования, относящиеся к экологическому лицензированию, практически не претерпели изменений и в новом законодательном документе;
  • ФЗ № 52 «О животном мире»;
  • ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»;
  • ФЗ № 74 — Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 года;
  • ФЗ № 2395-1, принятый 21.02.1992 года «О недрах». Последние изменения в него были внесены в 2011 году. Также множество других документов.

К экологическому лицензированию относят следующие разновидности разрешительных документов:

Лицензия на отходы

Любая человеческая деятельность связана с образованием отходов (бытовых, производственных и другого характера).

Существуют такие отходы, которые могут нанести значительный вред не только человеку, но и окружающей природе.

Чтобы регламентировать все процессы, связанные с возникновением, хранением, накоплением, перевозкой, утилизацией, использованием таких вредных отходов введена система лицензирования вредных и опасных отходов.

В этом случае экологическое лицензирование направленно на сбор доказательств того, что организация или предприятие имеют все возможности и ресурсы, чтобы обезопасить общество от этих вредных отходов.

Оформить такой вид лицензии можно в Ростехнадзоре, как в центральном аппарате, так и в территориальных его органах.

Порядок этого экологического лицензирования определен в соответствующем Положении о лицензировании.

Лицензия на металлы

Разрешение такого рода требуется любой организации, когда ее деятельность связана с любыми видами работ с металлами, как черными, так и цветными.

Лицензия на металлолом выдается в Департаменте (или отделе) природопользования и охраны окружающей среды региональной исполнительной власти.

Без наличия экологического лицензирования  не разрешены законом: заготовка или скупка лома и металла его  хранение, любые виды переработки (измельчение, резка, переплавка, разделка, прессовка), а также перепродажа лома черных  и цветных металлов.

Лицензирование недропользования

Если организация занимается исследованиями процессов, происходящих в земле, разработкой, изучением или разведкой месторождений полезных ископаемых, научными исследованиями закономерностей возникновения месторождений и т.д. Разрешительный документ, указывает конкретный участок, на который распространяется действие экологического лицензирования.

Наличие лицензии дает право на разработку и изучение участка, а также разрешает добычу полезных ископаемых, которые обнаружены на лицензионном участке. Такой документ можно оформить в Федеральном агентстве по недропользованию или его территориальных отделениях.

Следует иметь в виду, что лицензирование недропользования, а также использование других природных ресурсов —  лесов, объектов животного и растительного и мира не регулировалось уже ФЗ № 128 «О лицензировании…». Выдача разрешений в указанных сферах деятельности осуществляется на базе других законодательных актов. ФЗ № 99 в данном случае не изменил ситуацию.

Лицензия на пользование водными ресурсами

Для того чтобы можно было использовать природную воду из глубинных подземных источников, кроме наличия экологического лицензирования на недропользование, требуется оформить специальный разрешительный документ на использование подземных вод. Только после этого можно приступать к бурению скважин, так называемых  артезианских.

Источник: http://ecek.ru/licenzirovanie/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть